"Получая 95% платы за негативное воздействие на окружающую среду, регионы в таком же объеме на охрану окружающей среды их не тратят. Специалисты министерства проработали вопрос создания экологических фондов для улучшения ситуации с финансированием", — сказал министр в интервью газете "Ведомости".
– Большая часть платежей за негативное воздействие на окружающую среду, за размещение отходов остается в региональных бюджетах. Куда их тратят власти регионов? Нужно ли сделать их целевыми – кажется, так было до 2002 г.?
– Целевое использование природоохранных средств – это действительно проблема. Получая 95% платы за негативное воздействие на окружающую среду, регионы в таком же объеме на охрану окружающей среды их не тратят.
Специалисты министерства проработали вопрос создания экологических фондов для улучшения ситуации с финансированием. Это инструмент, который прекрасно работает в большинстве зарубежных стран, например в США, Германии, Вьетнаме. Мы считаем его очень эффективным в сегодняшних условиях. Он был в свое время отменен в рамках административной реформы, тогда деньги на нужды экологии не направлялись в полном объеме, расходовались неэффективно, так как не было понятной подзаконной базы. Сегодня мы ведем переговоры с Минфином о внесении соответствующих изменений в бюджетное законодательство.
https://www.vedomosti.ru/business/characters/2016/08/30/655043-sergei-donskoi
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 31.12.15г. №683 (далее - Стратегия).
В разделе "Экология живых систем и рациональное природопользование" п.86 Стратегии, в целях противодействия угрозам в области экологической безопасности и рационального природопользования органам государственной власти и органам местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества предлагается принять меры, направленные, в т.ч.:
- на повышение требований экологических стандартов и создание системы экологических фондов.
Подробнее:
https://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/l8iXkR8XLAtxeilX7JK3XXy6Y0AsHD5v.pdf
Природопользователь.РФ
Подробнее:
Экология живых систем и рациональное природопользование
83. Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики; ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
84. На состояние экологической безопасности негативное влияние оказывают истощение запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, в том числе в результате неэффективного и "хищнического" природопользования, преобладание в экономике добывающих и ресурсоемких отраслей, большой удельный вес теневой экономики в сфере использования природных ресурсов, наличие экологически неблагополучных территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения и деградации природных комплексов. Проблемы в области экологии обостряются в связи с наличием значительного количества экологически опасных производств, нехваткой мощностей по очистке атмосферных выбросов, промышленных и городских сточных вод, по обработке, обезвреживанию, утилизации, размещению и переработке твердых отходов производства и потребления, а также в связи с загрязнением окружающей среды, вызванным трансграничным переносом токсичных веществ, возбудителей инфекционных заболеваний и радиоактивных веществ с территорий других государств. Усилению действия этих факторов способствует недостаточная эффективность государственного контроля за состоянием окружающей среды и соблюдением экологических нормативов хозяйствующими субъектами, а также низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения.
85. Достижение стратегических целей экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем формирования и реализации долговременной государственной политики, направленной на защиту и воспроизводство природно-экологического потенциала Российской Федерации, повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан.
86. В целях противодействия угрозам в области экологической безопасности и рационального природопользования органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества принимают меры, направленные:
на стимулирование внедрения инновационных технологий и развития экологически безопасных производств; на развитие индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления;
на создание удовлетворяющих современным экологическим стандартам полигонов для размещения, утилизации и переработки твердых отходов производства и потребления;
на строительство и модернизацию очистных сооружений, а также внедрение технологий по снижению объема выбросов вредных веществ и сточных вод;
на повышение технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;
на ликвидацию вредных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также на реабилитацию территорий и акваторий, загрязненных в результате такого воздействия, в том числе при осуществлении военной деятельности;
на минимизацию ущерба, причиняемого окружающей среде при разведке и добыче полезных ископаемых, и рекультивацию нарушенных земель;
на развитие системы государственного экологического контроля и надзора, государственного мониторинга окружающей среды, животного и растительного мира, земельных ресурсов, на осуществление контроля радиационно, химически и биологически опасных отходов, обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиенических стандартов в отношении питьевой воды, атмосферного воздуха и почв;
на повышение требований экологических стандартов и создание системы экологических фондов;
на развитие системы особо охраняемых природных территорий, в том числе морских, сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, уникальных природных ландшафтов и живых систем;
на развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, в том числе в целях снижения экологических рисков на приграничных территориях Российской Федерации.
ГАРАНТ.РУ: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/688504/#ixzz3wOOR8JzS
Минприроды России предлагает вернуть в бюджетное законодательство институт экологических фондов, где будут концентрироваться средства от экологических платежей
Данную инициативу озвучил Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской на Международной выставке-форуме «ЭКОТЕХ».
Речь идет, прежде всего, о средствах, поступающих от платы за негативное воздействие на окружающую среду
Необходимость в данном нововведении назрела в связи с тем, что с 1 января 2016 г. в России однозначно определено лицо, которое обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (в том числе - при размещении твердых коммунальных отходов).
Кроме того, на законодательном уровне урегулированы вопросы, относящиеся к предмету государственной экологической экспертизы федерального уровня в отношении объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов. Определены объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня - предприятия-загрязнители первой категории и полигоны отходов.
Выступая на Пленарном заседании, Министр особо подчеркнул тот факт, что в общем объеме образующихся в России отходов, «львиную долю» - 98% - составляют промышленные отходы, образующиеся в основном в результате деятельности по добыче и переработке сырья.
Он также отметил, что именно поэтому принятым законом предусмотрено экономическое стимулирование при обращении с «промышленными отходами», путем введения в правоприменительную практику с 2020 г. понижающих коэффициентов к нормативам платы за размещение отходов. Этот механизм будет работать, если отходы образовались в процессе утилизации ранее накопленных или размещенных отходов или если произошло понижение класса опасности отходов в сторону менее опасного. Это обеспечит снижение затраты предприятий на 10% при обеспечении переработки промышленных отходов, рекультивации территорий.
По словам С.Донского, данные меры позволят в ближайшее время сформировать полноценную отрасль по переработке отходов, вовлечению их в хозяйственный оборот, а новые экономические инструменты позволят перейти к целостной экономической модели, обладающей мощным ресурсо- и энергосберегающим эффектом.
«Только в рамках Года экологии в 2017 году мы планируем создать в регионах 40 современных объектов производительностью свыше 50 млн. кубометров в год, запустить переработку более 40% образующихся отходов I-IV классов опасности, рекультивировать 16 объектов на площади более 100 га, в том числе в Арктике, утилизировать более 7 тысяч тонн высоко опасных отходов», - заявил С.Донской.
По мнению Министра, новые подходы государственной политики в природоохранной сфере позволят сформировать эффективные стимулы для экологической модернизации экономики, создания благоприятной среды для населения страны и сохранения национальных природных комплексов.
«В рамках «ЭКОТЕХА» мы планируем заключить соглашения по исполнению предусмотренных в рамках года экологии мероприятий по модернизации производств в 4 регионах с 7 крупными предприятиями из списка крупнейших загрязнителей», - подчеркнул Сергей Донской.
Глава Минприроды России также выразил уверенность в том, что в ходе работы выставки-форума «ЭКОТЕХ» будет создана большая перспективная площадка для обмена опытом и широкого распространения применяемых в России и мире технологий, направленных на охрану окружающей среды.
Опубликовано: 26 Апреля 2016 (16:23)
Источник:Пресс-служба Минприроды России
https://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=143443
МОСКВА, 26 апр — РИА Новости. Объем ежегодных поступлений в бюджет РФ от экологического сбора может составить в 2017 году до 10 миллиардов рублей, заявил во вторник министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.
"И хотя общий объем ежегодных поступлений от экологического сбора в государственный бюджет может составить до 10 миллиардов рублей в 2017 году, главной целью этой меры является стимулирование переработки отходов самими предприятиями, создание новых перерабатывающих мощностей, нового экологического бизнеса в области утилизации", — сказал Донской в ходе открытия выставки "Экотех".
По его словам, теперь производители и импортеры товаров вправе выбрать – утилизировать отходы самостоятельно или же платить экологический сбор.
"В реализацию законодательных поправок в 2015-2016 годах приняты решения, обеспечивающие ответственность производителя и импортера товара за утилизацию отходов, которые образуются в результате потребления товара", — добавил министр.
РИА Новости https://ria.ru/economy/20160426/1420848836.html#ixzz470EXEWPv
По словам члена ОП РФ, необходим механизм целевого распределения средств, поступающих за счет экологического сбора на утилизацию
Постановлением Правительства РФ (№ 284, от 9 апреля 2016 г.) установлены ставки экологического сбора по 36 группам товаров, которые подлежат утилизации после утраты ими потребительских свойств. Этот сбор должны с 2017 года выплачивать производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают их утилизацию самостоятельно.
Ставки установлены из расчета за тонну утилизируемого товара, включая упаковку. Самая высокая ставка установлена для группы № 29 «Батареи аккумуляторные» — 33469 руб. за тонну. Для нескольких групп, включающих в себя различное оборудование (компьютеры, бытовые приборы и т.д.) ставка экологического сбора составит 26 469 руб. за тонну. Наименьшая ставка экосбора утверждена для различных видов бумаги — 2378 руб. за тонну.
Введение экологического сбора ставит производителей и импортеров потребительских товаров перед выбором: отчислять сбор в бюджет на создание инфраструктуры в регионах или самим создавать отраслевые схемы управления отходами, вкладывать средства в создание собственных предприятий или заключать договора с частными переработчиками.
«Наконец-то, спустя почти полтора года после принятия основополагающих поправок в Федеральный закон „Об отходах“, начала формироваться необходимая нормативно-правовая база, становятся понятны „правила игры“, по которым будет работать новая отрасль, формирующаяся сейчас в России. Однако утилизационный сбор не сможет стать действенным инструментом, способствующим созданию новых перерабатывающих предприятий до тех пор, пока не будет разработан механизм аккумуляции и распределения отчислений, поступающих от производителей и импортеров продукции. Эти средства не должны, поступая в бюджет, расходоваться затем на нужды, не связанные с переработкой отходов. Необходимо создание единой схемы сбора и целевого распределения отчислений, поступающих за счет утилизационного сбора. Экспертное сообщество и общественность должны участвовать в разработке этого механизма и соответствующих нормативов», — отмечает председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин.
Ранее:
https://ecostaff.ru/novosti/6223-strategiya-ekologicheskoj-bezopasnosti-rossijskoj-federatsii-na-period-do-2025-goda-kommentarii