Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Справка для природопользователей, по вопросу обязанности по исчислению и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов (комментарий)

Справка для природопользователей, по вопросу обязанности по исчислению и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования обратила внимание природопользователей на следующие обстоятельства.

Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) установлено, что за оказание негативного воздействия на окружающую среду взимается плата. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе размещение отходов производства и потребления.

За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

В соответствии с ч.9 ст.1 Федерального закона от 21.07.2014  № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации») ст.16 Закона № 7-ФЗ дополнена статьями 16.1 – 16.5.

В частности, указанными изменениями установлено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Данное изменение вступает в силу с 1 января 2016 года.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (ч. 1 ст.18 Закона № 89-ФЗ).

При передаче отходов, образованных хозяйствующими субъектами, специализированной организации в целях их размещения (сбора, транспортирования, обезвреживания, обработки, утилизации) не происходит перехода права собственности на отходы.

Оказание услуг по размещению (сбору, транспортированию и др.) отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора и оплата, оказанных специализированной организацией услуг, не означают, что и бремя исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду переходит к указанной организации.

При этом Росприроднадзор обращает внимание, что согласно ст.4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (изменения вступили в силу с 1 января 2015 года).

При передаче отходов, образованных хозяйствующими субъектами, специализированной организации в целях их размещения (сбора, транспортирования, обезвреживания, обработки, утилизации) не происходит перехода права собственности на отходы, за исключением случаев, когда переход права собственности прямо предусмотрен договором.

Таким образом, обязанность исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду не переходит к специализированной организации.

Кроме того с 1 января 2016 г. вступает в силу положение, в соответствии с которым плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

https://www.ecospecialist.ru

 

 

Комментарий Центра правового обеспечения природопользования 

к Справке для природопользователей по вопросу обязанности по исчислению и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов, размещенной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования 6 августа 2015 г. на своем сайте 

Изданием указанной справки Росприроднадзор в очередной раз подтвердил свою позицию, согласно которой плательщиком платы за размещение отходов является собственник отходов. 

При этом указанная позиция в 2015 году была подтверждена Определением Верховного Cуда Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. по делу № 301-КГ14-1670. 

Так, Верховный Cуд Российской Федерации пришел к выводу, что поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей. 

При этом платежи за НВОС в части размещения отходов относятся к расходам собственника отходов на их содержание. 

Для передачи предусмотренной законом обязанности по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за НВОС, которая возложена на природопользователя, необходимо при заключении договора на размещение отходов предусмотреть в нем соответствующее условие о передаче обязанности по внесению платы, а также предоставить лицу, размещающему отходы, денежные средства для цели внесения платы за НВОС в части размещения отходов в соответствии с заключенным договором. 

В случае если организация – образователь отходов самостоятельно и добровольно рассчитала и внесла плату за НВОС в части размещения отходов, перечисленные денежные средства возврату не подлежат. 

Обращаем внимание природопользователей, что по мнению Центра указанная позиция Верховного Суда Российской Федерации не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям. 

В соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. 

Также, в соответствии с указанной статьей Федерального закона, размещение отходов - хранение и захоронение отходов. При этом хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. 

 В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») негативное воздействие на окружающую среду является платным. При этом в соответствии с абз. 5 п. 2 указанной статьи Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления. 

Согласно абз. 10 ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по размещению отходов должна осуществляться в специально оборудованных сооружениях – объектах размещения отходов. 

Таким образом, деятельность по размещению отходов не может осуществляться вне объектов размещения отходов. 

Соответственно, любая деятельность с отходами, осуществляемая вне объектов размещения (хранения либо захоронения) отходов, не может быть признана деятельностью по размещению отходов. 

Таким образом, плата за размещение отходов вносится за совершение фактических действий по размещению отходов. 

В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». 

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. 

На основании изложенного, плату за размещение отходов вносит организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (в части размещения отходов) и осуществляющая фактические действия по размещению отходов. 

В случае передачи отходов другой организации для размещения в объекте размещения (безотносительно указания в договоре о передаче права собственности на отходы) плата за размещение отходов вносится организацией  осуществляющей фактические действия по размещению отходов. 

При этом масса данных отходов не должна отражаться в столбце 15 «Размещено в отчетном периоде» Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. 

Аналогичная правовая позиция изложена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлениях от 17 марта 2009 г. № 14561/08, от 12 июля 2011 г. № 1752/11, Определении от 22 июля 2013 г. № ВАС-9294/13. 

Необходимо отметить, что в соответствии с Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № ВАС-9294/13 по делу № А05-8770/2012 «довод заявителя о том, что взыскание с него платы за негативное воздействие на окружающую среду противоречит постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П, подлежит отклонению. 

Во-первых, в названном постановлении прямо указано на отсутствие должной нормативной определенности правового регулирования в рассматриваемой сфере, что означает необходимость принятия соответствующих актов. 

Во-вторых, акцент сделан на том, что специализированная организация при формировании своей договорной политики на 2009 год не могла предвидеть и учесть в структуре стоимости оказываемых услуг плату за негативное воздействие на окружающую среду». 

В соответствии с указанным Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации установил, что с принятием Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 г. № 14561/08 практику арбитражных судов по этому вопросу можно считать сложившейся и устойчивой. 

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил правомерность позиции  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о том, что плату за негативное воздействие на окружающую среду вносит организация, осуществляющая деятельность по фактическому размещению отходов производства и потребления. 

Важно отметить, что основные выводы Конституционного Суда Российской Федерации заключаются в неправомерности применения к организациям, размещавшим отходы, образованные от деятельности третьих лиц в период до принятия Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановления от 17 марта 2009 года № 14561/08, пятикратного повышающего коэффициента к нормативам платы за размещение отходов. 

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. 

При применении указанного положения Федерального закона при определения лица, обязанного вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо отметить следующее. 

Как уже указывалось выше, в соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. При этом в соответствии с абз. 5 п. 2 указанной статьи Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления. 

На основании изложенного, плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов уплачивает организация, осуществляющая деятельность по размещению отходов. 

При этом наличие права собственности на размещаемые отходы для определения лица, обязанного вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, не имеет самостоятельного правового значения. 

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») дополнен статьей 16.1. 

В соответствии с указанной статьей Федерального закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. 

При этом в части размещения отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления. 

Важно отметить, что ст. 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» вступает силу с 1 января 2016 г. 

В связи с включением в ФЗ «Об охране окружающей среды» статьи 16.1, необходимо отметить следующее. 

В соответствии с абз. 2 ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом. 

В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. 

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. 

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. 

На основании ст. 136 указанного Федерального закона плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений. 

На основании изложенного, лицо, изготавливающее или создающее вещь, имеет право на приобретение данной вещи в собственность а также право на приобретение в собственность плодов, продукции, доходов, полученных в результате использования вещи. 

В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. 

В соответствии со ст. 128 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. При этом в соответствии со ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. 

Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. 

Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. 

В соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом, в соответствии с ч. 2 указанной статьи Федерального закона, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. 

На основании изложенного в соответствии с положениями указанного Федерального закона, образователем отходов производства и потребления является лицо, которое приобрело право собственности на отходы у третьих лиц, либо является собственником отходов как лицо, создавшее отходы – образовавшее их. 

Таким образом, с учетом системного толкования указанных положений нормативного правового акта можно сделать вывод о том, что в соответствии со ст. 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» лицами, обязанными вносить плату в части размещения отходов производства и потребления, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления и которые являются собственниками образованных отходов.

 При этом в случае передачи права собственности на образованные отходы третьему лицу, плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов будет их новый собственник. 

Необходимо отметить, что положения ст. 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» в части указания на образователя отходов в качестве плательщика платы преследуют цель прекращения сложившейся в Российской Федерации практики применения законодательства арбитражными судами, в соответствии с которой плата за размещение отходов вносится за совершение фактических действий по размещению отходов, осуществляемых лицом, владеющим на законном основании объектом размещения отходов и имеющим соответствующую лицензию. 

При этом после вступления в силу указанной статьи Федерального закона указанные выше позиции и мнения арбитражных судов и Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу определения плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов применяться не будут.

https://www.ecolawyer.ru

 

Меню

Новости экологии