Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Текст размещен на сайте regulation.gov.ru 10 мая 2016 года
Состояние: процедура публичного обсуждения
Срок: с 10 мая 2016 года – по 6 июня 2016 года
Состояние: процедура независимой антикоррупционной экспертизы
Срок: с 10 мая 2016 года – по 6 июня 2016 года
В рамках данного проекта предусматривается понятие нецентрализованная система водоотведения, под которой понимаются сооружения и устройства (в том числе выгребные ямы), не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения, предназначенные для приема сточных вод.
Проектом также предусматривается понятие сточные воды централизованной и нецентрализованной системы водоотведения, под которым понимаются, принимаемые от абонентов или поступающие иным образом в централизованные и нецентрализованные системы водоотведения воды, в том числе дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды.
Данное понятие призвано заменить понятие сточные воды централизованной системы водоотведения, установленное действующим законодательством, в котором не учитывается, что сточные воды могут попадать в централизованную систему водоотведения не только от абонентов, но и иным образом, к примеру, с территорий общего пользования (площади, улицы, парки, скверы и т.д.), с осадками, из почвы.
Кроме того, в целях разграничения терминологии Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и законодательства Российской Федерации об обращении с отходами производства и потребления проекта устанавливаются понятия «осадок сточных вод и водоподготовки», «обращение с осадком», «транспортирование осадка», «обработка осадка», «хранение осадка» и «утилизация осадка».
Проектом также устанавливается возможность подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства
Помимо прочего, проектом определяется порядок обращения с осадком, в рамках которого обязанности по транспортированию, обработке, хранению, утилизации осадка возложены на организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, либо на иных лиц в соответствии с условиями договоров, заключенных с такими организациями.
Проектом предусматривается, что возможность применения к осадку требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления возможно в случае:
При этом в рамках проекта устанавливается, что в период осуществления обращения с осадком, складирования и использования продукции, полученной в результате утилизации осадка, плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления (в части объема данного осадка или продукции) не взимается.
Планируемый срок вступления в силу – ноябрь 2016 года
https://www.ecours.ru/ru/
На сайтеhttps://regulation.gov.ru размещен проект поправок к проекту федерального закона «Проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 386179-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»»
Решение по итогам процедуры ОРВ: Отрицательное
от 11.04.2016 г. № 10393-ЕЕ/Д26и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия на проект
поправок к проекту федерального закона № 386179-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»
…В ходе подготовки настоящего заключения были получены позиции Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, Министерства экономического развития Новосибирской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Комитета по экономике и развитию Курской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики, ООО «Киренск НПЗ», ПАО «ЛУКОЙЛ», Юридического центра промышленной экологии, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, Вятской ТПП, ТПП РФ,
ОООО УК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ», Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике, Министерства экономического развития Иркутской области, ОАО «Тамбовмаш», Ассоциации «Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики», РСПП, НП «Русская Сталь», Управления экологии
и природных ресурсов Липецкой области, ООО «СИБУР», Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Сургутского района, Союза стекольных предприятий, Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта, Министерства экономики Республики Татарстан. Поступившие замечания и предложения были учтены при подготовке настоящего заключения.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту поправок, Минэкономразвития России сообщает о возможности поддержать идею реформирования законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, а также обращает внимание разработчика на необходимость учета следующих замечаний
к проекту поправок.
1. В части 6 статьи 28 Закона № 416-ФЗ предлагается указать, что средства, полученные организациями ВКХ в виде платы за сброс загрязняющих веществ
в составе сточных вод сверх установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод, используются целевым образом на внесение платы за НВОС, компенсацию вреда, причиненного водным объектам, и финансирование мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой организации, осуществляющей водоотведение.
Обращаем внимание, что проектом поправок не урегулирован вопрос о том, каким образом указанные поступившие от абонентов денежные средства в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод будут идентифицированы, как может быть обеспечено их целевое использование (на внесение платы за НВОС, компенсацию вреда, причиненного водному объекту, и финансирование мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой организации ВКХ).
2. Подпункт «и» пункта 2 проекта поправок, вносящий изменения
в статью 27 Закон № 416-ФЗ, вменяет в обязанность органам местного самоуправления установление нормативов водоотведения по составу сточных вод для организаций - абонентов ЦСВ. Включение органов местного самоуправления
в процедуру установления для абонентов нормативов водоотведения по составу сточных вод является избыточным и нецелесообразным, вводящим дополнительный административный барьер. Органы местного самоуправления не являются уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим контрольно-надзорные функции в данной сфере.
Кроме того, основываясь на имеющейся правоприменительной практике, представляется нецелесообразным предоставление полномочий органам местного самоуправления по установлению нормативов водоотведения по составу сточных вод.
В качестве примера можно привести Пензенскую область. В соответствии
с нормативами, установленными Постановлением Главы администрации г. Пензы
от 28 апреля 2010 г. № 430, предъявляемы требования к сточным водам существенного строже, чем требования к питьевой воде (например, меди в воде при сбросе должно быть в 16 раз, а фенола в 50 раз меньше, чем при ее поступления для питья).
Установление подобных нормативов приводит к резкому увеличению платы за превышение показателей предельно допустимых концентраций, что является существенным финансовым бременем для бизнеса. Для предприятий малого
и среднего бизнеса подобная финансовая нагрузка практически невыполнима.
Кроме того, установление органами местного самоуправления различных нормативов приводит к неравным условиям ведения предпринимательской деятельности для хозяйствующих субъектов.
Считаем необходимым определить, что для абонентов нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются не органами местного самоуправления, а в договорах водоотведения или единых договорах холодного водоснабжения и водоотведения на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организации, осуществляющей водоотведение,
и эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.
Данное предложение обусловлено тем, что нормативы допустимых сбросов для объектов организации, осуществляющей водоотведение, установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Росприроднадзором, осуществляющим государственный экологический надзор, в том числе за соблюдением водного и природоохранного законодательства.
3. Подпунктом «и» пункта 2 проекта поправок (проектируемая часть 5 статьи 27 Закона № 416-ФЗ) предлагается определить закрытый перечень мероприятий, обеспечивающих предотвращение нарушений абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, включенных в план снижения сбросов абонента, а именно: строительство или модернизацию локальных очистных сооружений, а также очистку сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам; создание систем оборотного водоснабжения; внедрение технологий производства продукции (товаров), оказания услуг, проведения работ, обеспечивающих снижение содержания загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Указанный перечень вновь устанавливает исключенные Федеральным законом
от 29 декабря 2015 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ограничения для абонентов по выполнению мероприятий, обеспечивающих предотвращение нарушений абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, включенных в план снижения сбросов абонента, в том числе по строительству локальных очистных сооружений. Например, затраты НП «Русская Сталь» на строительство ЛОС составляют более 10 млрд. рублей.
Считаем, что необходимо дополнить вышеуказанный перечень мероприятий абонента, обеспечивающих снижение содержания загрязняющих веществ в составе сточных вод, следующими мероприятиями:
- очистка организацией водопроводно-канализационного хозяйства сточных вод абонента при условии отсутствия негативных последствий, угрожающих работоспособности систем водоотведения, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения;
- соинвестирование мероприятий по строительству или модернизации централизованных систем водоотведения.
Также необходимо дополнить данную часть нормой, закрепляющей за абонентом право самостоятельного выбора мероприятия, обеспечивающего снижение содержания загрязняющих веществ в составе сточных вод.
4. Проект поправок содержит ряд терминологических неточностей.
4.1. Правоприменительная практика действующего Закона № 416-ФЗ
показывает, что органы местного самоуправления при формировании и утверждении схем водоснабжения и водоотведения и, пользуясь неопределенностью формулировки, в перечень централизованных систем водоотведения необоснованно включают организации водоотведения, не осуществляющие выпуск очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты и которым, соответственно,
не установлены нормативы допустимого сброса. Следует отметить, что наряду
с другими в этот перечень попадают и организации водоотведения, построенные
с учетом очистки на них сточных вод промышленных предприятий. В данном случае, организации получили право устанавливать нормативы водоотведения по составу сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых
в централизованную систему водоотведения, установленные подзаконными актами,
в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, не достигается одна из основных целей принятия
Закона № 416-ФЗ, а именно, снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона
№ 416-ФЗ), существенно и необоснованно увеличилась нагрузка на промышленные предприятия-абоненты, сбрасывающие свои сточные воды на очистные сооружения организаций водоотведения, в том числе на те из них, которые не осуществляют выпуска очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты и которым, соответственно, не установлены нормативы допустимого сброса.
На основании изложенного предлагаем подпункт б) пункта 2 проекта поправок, вносящего изменения в статью 2 Закона № 416-ФЗ, дополнить следующими абзацами:
«Пункт 2) изложить в следующей редакции:
«2) водоотведение – прием, транспортировка, очистка сточных вод и сброс в поверхностный водный объект с использованием централизованной системы водоотведения;»
Пункт 28) изложить в следующей редакции:
«28) централизованная система водоотведения (канализации) – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для очистки и последующего отведения сточных вод в поверхностные водные объекты;».
Внесение предлагаемых изменений позволит привести в соответствие понятия «водоотведение» и «централизованная система водоотведения (канализации)» со статьей 14 Закона № 416-ФЗ, определяющей, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
4.2. В пункте 3 проекта поправок предлагается дополнить часть 2 статьи 44 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) следующим предложением: «При планировании и застройке городских поселений должен обеспечиваться сбор и очистка сточных вод, поступающих с территории поселения в водный объект или на водосборные площади, с использованием централизованных систем водоотведения.».
Обращаем внимание, что в действующем законодательстве отсутствует определение понятия «водосборная площадь».
Порядок нормирования сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод на водосборные площади, а также выдачи разрешений на такой сброс в действующем законодательстве не определен. Соответствующее регулирование предусмотрено только для сброса сточных вод непосредственно в водные объекты.
Кроме того, сброс загрязняющих веществ на водосборные площади
с 1 января 2016 г. исключен из перечня видов НВОС, за которые вносится соответствующая плата согласно новой редакции статьи 16 Закон № 7-ФЗ.
Между тем, ни водное законодательство, ни законодательство об охране земель не устанавливает обязанность природопользователя разрабатывать нормативы допустимого негативного воздействия на водные объекты и землю при сбросе загрязняющих веществ на водосборные площади. Отсутствует такая обязанность
и в законодательстве об охране окружающей среды.
В связи с изложенным полагаем недостаточным внесение вышеуказанного дополнения в пункте 2 статьи 44 Закона № 7-ФЗ для урегулирования вопроса, связанного с возможностью сброса сточных вод ЦСВ на водосборные площади, поскольку необходимо определение порядка нормирования сброса на водосборные площади и получения разрешительной документации на него, а также внесения платы за такой сброс.
Кроме того, сброс сточных вод в настоящее время осуществляется на поля фильтрации. При этом неясно, следует ли поле фильтрации считать водосборной площадью, а также по каким основаниям следует вносить плату за НВОС в случае сброса сточных вод на водосборные площади, поля фильтрации.
Считаем необходимым определить понятие «водосборная площадь», «поля фильтрации», а также исключить возможность взимания платы за сброс сточных вод на такие объекты.
4.3. В подпункте «б» пункта 2 проекта поправок предлагается дополнить статью 2 Закон № 416-ФЗ подпунктом 28.1, определяющим содержание термина «очистное сооружение поселения, городского округа».
Из указанного определения следует, что очистное сооружение поселения, городского округа – объект ЦСВ, предназначенный для очистки сточных вод поселения, городского округа от загрязняющих веществ, для которых устанавливаются технологические показатели НДТ в сфере очистки сточных вод
с использованием ЦСВ поселений, городских округов, не включая очистных сооружений, созданных для очистки сточных вод организаций, осуществляющих деятельность в сфере промышленности и транспортировки, на которых для очистки сточных вод (в том числе сточных вод поселения, городского округа) применяются технологии, не отнесенные к указанным НДТ (в том числе совместно с наилучшими доступными указанными технологиями).
Полагаем, что выделенное слово «указанными» включено в определение по ошибке и подлежит исключению.
Кроме того, отмечаем, что предлагаемые проектом поправок определение понятия «очистное сооружение поселения, городского округа» представляется некорректными, поскольку исключает очистные сооружения, созданные для очистки сточных вод организаций, осуществляющих деятельность в сфере промышленности и транспортировки, на которых для очистки сточных вод (в том числе сточных вод поселения, городского округа) применяются технологии, не отнесенные к указанным НДТ.
Следовательно, организация ВКХ не сможет направить денежные средства на все имеющиеся у нее очистные сооружения (в том числе для очистки промышленных стоков), а может инвестировать только в очистные сооружения поселения, городского округа.
Считаем необходимым доработать определения понятия «очистное сооружение поселения, городского округа», предусмотрев, что такое очистное сооружение может использоваться, в том числе и для промышленных сточных вод, а не только сточных вод жилого фонда.
4.4. Абзац 2 подпункта «з» пункта 2 проекта поправок предусматривает изложение пункта 3 части 3 статьи 21 Закона № 416-ФЗ в следующей редакции:
«3) неоднократного нарушения (совершенного два и более раза в течение одного года с момента первого нарушения) абонентом в три и более раза нормативов водоотведения по составу сточных вод или неоднократного грубого нарушения абонентом требований к составу и свойствам сточных вод».
Вместе с тем в соответствии с формулировкой, данной в Законе № 416-ФЗ, под неоднократным грубым нарушением понимается три и более раза нарушение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ
и микроорганизмов или лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ
и микроорганизмов, совершенное два и более раза в течение одного года с момента первого нарушения.
Таким образом, в редакции проекта поправок понятие «неоднократное грубое нарушение» заменяется понятием «неоднократное нарушение». При этом, определение понятия «неоднократное грубое нарушение» в тексте проекта поправок отсутствует.
С учетом изложенного считаем целесообразным раскрыть определение понятия «неоднократное грубое нарушение» в тексте проекта поправок либо устранить выявленную неоднозначность толкования указанной нормы.
4.5. Проектом поправок используются понятия «технологические показатели наилучших доступных технологий», «технологические нормативы», но отсутствуют пояснения, по каким критериям будут определяться эти показатели и нормативы.
Термин «технологические показатели наилучших доступных технологий» используется в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», однако его понятие не раскрывается.
5. Согласно пункту 3 проекта поправок статью 12 Федерального закона
от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует дополнить частью 8 следующего содержания:
«8. В отношении организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов пункты 8, 11, 12 и 16 части 1 настоящего Федерального закона применяются
с 1 января 2017 г.».
При этом в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г.
№ 221-ФЗ срок вступления в силу требований, касающихся платы за негативное воздействие (сбросы загрязняющих веществ) абонентов централизованных систем водоотведения перенесен до 1 января 2019 г.
Сокращение сроков вступления в силу указанных положений Федерального закона на 2 года представляется необоснованным. Приведение очистных сооружений к требованиям очистки в соответствии с НДТ потребует реализации высокозатратных инвестиционных мероприятий. Обеспечение финансированием таких инвестиционных мероприятий по модернизации очистных сооружений/внедрению НДТ с учетом текущей макроэкономической ситуации и в условиях жестких тарифных ограничений (предельные индексы роста тарифов, устанавливаемые Правительством Российской Федерации), в настоящее время затруднительно, следовательно, предлагаемые законопроектом положения в отношении установления нормативов на основе технологических показателей НДТ в краткосрочной перспективе невыполнимы на практике.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта поправок Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод
о наличии в проекте поправок положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
https://regulation.gov.ru/projects#npa=45838