Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Постановление Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2016 года по делу № А81-803/2016. НВОС - размещение отходов бурения (комментарий)

Постановление Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2016 года по делу № А81-803/2016.

Предмет: плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Обстоятельства дела:

Организация 2 заключила договор подряда с Генподрядчиком.

Генподрядчик привлек к бурению скважин Организацию 1, заключив с ней договор субподряда.

В соответствии с данным договором отходы бурения являются собственностью Организации 1.

После заключения договора субподряда, между Организацией 1 и Генподрядчиком было заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым Организация 1 не несет ответственности по внесению платы за размещение отходов бурения при строительстве скважин и утверждению в установленном порядке нормативов образования отходов бурения и лимитов на их размещение.

Административным органом установлен факт размещения Организацией 1 отходов при добыче нефти и газа, образованных при строительстве скважин.

В адрес Организации 1 было направлено требование о добровольной уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, которое не было исполнено.

Указанное явилось основанием для обращения Административного органа в арбитражный суд.

Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены полностью.

Не согласившись с решением суда первой инстанции Организация 1 подала апелляционную жалобу в арбитражный суд.

Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения в связи со следующим:

Согласно статье 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

При этом к видам негативного воздействия относится, в том числе размещение отходов производства и потребления.

В обоснование своей позиции Организация 1 указывает, что у нее отсутствовала обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с тем, что отходы бурения являются собственностью пользователя недр, который несет бремя содержания данных отходов, в том числе необходимость утверждения лимитов на размещение отходов и фактическую оплату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении данных отходов.

Согласно пункту 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года № 5-П эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.2 данного постановления, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду – имея в виду публично-правовую природу данного платежа – должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.

При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду – организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут – с тем чтобы не действовать себе в убыток – учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.

Как указывалось выше, согласно договора субподряда, отходы бурения (отработанный буровой шлам, отработанный буровой раствор, буровые сточные воды) являются собственностью Организации 1, что порождает у Организации 1 обязанности по оформлению лимитов на образование и размещение отходов и по оплате экологических платежей за размещение буровых отходов.

В рассматриваемом случае отходы образовались в результате непосредственной хозяйственной деятельности самой Организации 1, которой согласно указанным выше условиям договора подряда Генподрядчик передал право владения, пользования и распоряжения этими отходами. Ссылка Организации 1 на дополнительное соглашение, предусматривающее оговорку о том, что Организация 1 освобождается от несения обязательств по утверждению лимитов на образование и размещение отходов бурения, в случае получения отказа от Административного органа в выдаче таких лимитов по причинам, не зависящим от Организации 1, является несостоятельной, поскольку Организация 1 обращалась в Административный орган с целью утверждения нормативов образования отходов бурения и лимитов на их размещение и получала мотивированные отказы, в связи с предоставлением недостоверной информации в составе проекта.

Таким образом, Организация 1 не приняла все необходимые меры для выполнения обязанностей, возложенных на нее договором, а именно предоставление в Административный орган надлежащим образом оформленных документов с целью утверждения лимитов на образование и размещение отходов бурения.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по утверждению в установленном порядке нормативов образования и лимитов на размещение отходов бурения, образующихся при бурении скважин, а также обязанность по внесению платы за негативное воздействие лежит на Организации 1.

Резюме суда:

Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов бурения, а также обязанность по утверждению нормативов образования и лимитов на размещение данных отходов лежит на хозяйствующем субъекте, в результате непосредственной хозяйственной деятельности которого данные отходы были образованы.

При этом наличие у организации лицензии на недропользование не имеет самостоятельного правового значения.

Позиция Центра:

Судебным решением подтверждена незаконность позиции Росприроднадзора, изложенной в письме № РН-03-03-31/9771 от 25 мая 2016 года.

В соответствии с данным Письмом Росприроднадзор разъяснил, что в отношении отходов, образуемых в процессе бурения скважин, сведения представляются в составе проекта НООЛР хозяйствующего субъекта, осуществляющего буровые работы на основании соответствующей лицензии на пользование участком недр.

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона (в редакции, действующей с 1 января 2015 года) право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

На основании статьи 136 указанного Федерального закона плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

На основании изложенного отходы, образующиеся в процессе оказания услуг, принадлежат собственнику материалов, из которых данные отходы были образованы.

При этом в договоре может быть предусмотрено условие о том, что отходы, образующиеся в процессе оказания услуг, принадлежат организации, оказывающей данные услуги.

В случае отсутствия такого условия, отходы, образующиеся в процессе оказания услуг, принадлежат собственнику материалов, из которых данные отходы были образованы.

При этом образователем отходов является лицо, приобретшее право собственности на отходы в результате их создания и которому принадлежит право собственности на сырье, материалы, в процессе использования которых были образованы данные отходы.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывают индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Таким образом, обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обращению за утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возложены на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

С учетом изложенного установление правовой связи между наличием лицензии на недропользование и определением лица в качестве образователя отходов является неправомерным.

https://www.ecours.ru/ru/

Меню

Новости экологии