Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Постановление восьмого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2016 года по делу № А75-5296/2016. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде

Постановление восьмого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2016 года по делу № А75-5296/2016

Предмет рассмотрения: возмещение вреда, причиненного окружающей среде

Административный орган обнаружил загрязнение лесного участка нефтесодержащей жидкостью, образовавшейся в результате аварии на нефтепроводе, принадлежащем Организации.

На нефтезагрязненном участке Организацией частично проведены мероприятия по локализации инцидента на нефтепроводе.

Вследствие допущенного загрязнения лесному фонду причинен ущерб, выразившийся в уничтожении или порче земель (почв) лесного участка.

В соответствии с представленным Административным органом расчетом сумма ущерба, причиненного лесному фонду, составила 1 710 181 руб.

Претензионным письмом Организации предложено в добровольном порядке оплатить ущерб в указанном выше размере.

Поскольку в установленный срок ущерб, причиненный окружающей среде, Организацией в добровольном порядке оплачен не был, Административный орган обратился в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.

Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Организация, не согласившись с вынесенным решением, обратилась в вышестоящий суд с апелляционной жалобой.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

При этом частью 3 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со статьей 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде осуществляется при отсутствии фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среде в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно положениям статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Административным органом в ходе осуществления патрулирования территории лесного фонда выявлен факт загрязнения нефтепродуктами территории лесного фонда. Загрязненный участок относится к лесному фонду категории защищенности – эксплуатационные леса.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса.

В силу положений части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие.)

В соответствии с пунктом 96 Лесоустроительной инструкции (утв. Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516) на нелесных землях при таксации лесов образуются лесотаксационные выделы из следующих категорий: земли, не пригодные для выращивания леса без проведения специальных мелиоративных мероприятий - болота, скалы, гольцы, каменистые россыпи, пески, безлесные крутые склоны и другие неудобные земли; земли, занятые пашнями, сенокосами, пастбищами; земли, занятые лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линиями связи, трубопроводами и другими линейными объектами, торфоразработкой, усадьбами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции и другие земли. Трассы коммуникаций - полосы, прорубаемые в лесу с целью прокладки линий электропередачи, телефонных линий, трубопроводов и т. д. Выделяют газопроводы, нефтепроводы и продуктопроводы (для транспортировки нефтепродуктов).

Таким образом, то обстоятельство, что загрязненный участок лесного фонда представляет собой трассу коммуникаций, само по себе не исключает статус указанного участка как относящегося к землям лесного фонда, поскольку, как указано выше, наличие произрастающих деревьев на участке не является единственным критерием определения понятия «лес», «лесной участок».

Из материалов дела следует и не оспаривается Организацией, что обозначенный выше лесной участок, в отношении которого установлено загрязнение почв нефтепродуктами (разлив нефти), располагается на территории месторождения, разработку и эксплуатацию которого в настоящее время осуществляет Организация.

При этом в ходе осмотра территории, прилегающей к месту разлива нефти, Административным органом установлено, что на лесном участке проведены мероприятия по локализации инцидента на нефтепроводе в виде обустройства подъездного пути из грунта к месту инцидента и установки бонов для сбора нефти из болота.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из того, что ответственность за загрязнение спорного лесного участка нефтепродуктами в данном случае должна быть возложена на Организацию и расчет вреда правильно произведен Административным органом в соответствии с  Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года № 273).

Резюме суда:

В случае если нефтезагрязнение произошло на трассе коммуникаций, то отсутствие произрастающих деревьев не исключает принадлежность данного земельного участка к землям лесного фонда.

https://www.ecours.ru/ru/

Меню

Новости экологии