Решение арбитражного суда Нижегородской области от 25 октября 2016 года по делу № А43-17387/2016
Предмет рассмотрения: уплата платы за негативное воздействие на окружающую среду
Организация 1 перечислила плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления.
Полагая, что у нее отсутствует обязанность по внесению указанной платы за негативное воздействие на окружающую среду, Организация 1 обратилась в Административный орган с заявлением о возврате излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Рассмотрев направленное Организацией 1 обращение, Административный орган отказал в возврате суммы излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Не согласившись с отказом, Организация 1 обратилась в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении данных исковых требований отказано в связи со следующим.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, в том числе, юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, помимо прочего, на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно статье 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей в спорный период II квартал 2013 года - III квартал 2015 года) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
При этом к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, размещение отходов производства и потребления и т.д.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, в спорный период (II квартал 2013 года - III квартал 2015 года), были установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
В силу статьи 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей в спорный период II квартал 2013 года - III квартал 2015 года) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 года № 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» отмечено, что с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду – организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию.
В соответствии с договорами, заключенными Организацией 1 с Организацией 2, Организация 2 приняла на себя обязательства по транспортировке твердо-бытовых отходов Организации.
При этом переход права собственности на транспортируемые отходы данным договором не предусмотрен.
Кроме того, Организация 2 на основании заключенных с Организацией 3 договоров на оказание услуг по размещению (захоронению) отходов передает отходы на конечное размещение Организации 3, в отношении которой установлены тарифы на утилизацию (захоронение отходов).
При этом указанные договоры не содержат положений о переходе права собственности на размещаемые отходы от Организации 2 к Организации 3.
Между Организации 3 и Организацией 1 договоров, предполагающих переход права собственности на отходы, также не имеется.
Доказательств того, что Организация 2 или Организация 3 внесли в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов, Организацией 1 в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, суд отклоняет довод Организации 1 об отсутствии у нее обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие заключенного со специализированной организацией договора на транспортировку отходов и последующей передачей данных отходов на конечное размещение, а также довод об уплате Организацией 3 платы за негативное воздействие на окружающую среду через тариф на утилизацию (захоронение) отходов.
Резюме суда:
В случае если организация, в результате деятельности которой образуются отходы, передает их другой организации для утилизации, без передачи права собственности на отходы, то обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду остается у собственника отходов.
При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду не включается в установленный тариф на утилизацию (захоронение) отходов.
Позиция Центра:
Решение суда соответствует позиции Центра.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В соответствии с абзацем 26 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор) – оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Однако положение статьи 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» в части обязанностей региональных операторов уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов может применяться при условии:
При этом необходимо отметить, что региональный оператор вправе принять на себя обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещение твердых коммунальных отходов только после заключения с собственником отходов договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
До заключения данного договора обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещение твердых коммунальных отходов выполняется лицом, образовавшим данные отходы.
Таким образом, в настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду не включена в тариф на обращение с твердыми коммунальными отходами.
https://www.ecours.ru/ru/