Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 28 октября 2016 года по делу № 12-1243/2016
Предмет рассмотрения: уплата платы за негативное воздействие на окружающую среду
Организация 1 не перечислила плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) за размещение отходов производства и потребления.
Организация 1 полагает, что у нее отсутствует обязанность по внесению указанной платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с тем, что она является арендодателем, а все образованные от использования арендатором имущества отходы являются собственностью арендатора – Организацией 2, который самостоятельно и своевременно обязан вносить плату за НВОС.
Административным органом Организация 1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением, Организация 1 обратилась в суд с соответствующим исковым заявлением.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены, постановление Административного органа отменено по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, в том числе, юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, помимо прочего, на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно статье 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
При этом к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, размещение отходов производства и потребления и т.д.
В силу статьи 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи Согласно пункту 5 дополнительного соглашения к договору аренды предусмотрено, что все образованные от использования имущества Организации 1 отходы являются собственностью Организации 2, которая самостоятельно и своевременно обязана вносить плату за НВОС, и несет полную ответственность за соблюдение природоохранного законодательства, в связи с отсутствием у Организации 1 соответствующей разрешительной документации.
Таким образом, в спорный период (4 квартал 2014 года, 1 и 2 кварталы 2015 года) на Организации 1 не лежала обязанность по внесению платы за НВОС, такая плата внесена Организацией 2 самостоятельно.
После получения разрешительной документации Организацией 1 был составлен и подписан двухсторонний Акт приема-передачи отходов.
Кроме того, Административным органом не учтено, что Организацией 1 в последующем проведены работы по переводу отходов в побочный продукт (3 и 4 кварталы 2015 года) в том числе на основании стандарта организации, утвержденного генеральный директором Организации 1.
В соответствии с пунктом 3.16 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение, обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России № 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001), определено, что «побочный продукт» – это дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. При этом примечанием к данному пункту установлено, что побочный продукт не является отходом.
Согласно ГОСТа 30772-2001, чтоб удостоверить соответствие количественных и качественных характеристик отходов установленным нормативным требованиям и положениям, необходим – сертификат.
Поскольку побочный продукт не является отходом, сертификат о соответствии количественных и качественных характеристик не требуется.
В связи с изложенным, постановление Административного органа подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Резюме суда:
В случае если при проведении работ по переводу отходов в побочный продукт, такой продукт больше не является отходом, сертификат о соответствии количественных и качественных характеристик на такой продукт не требуется, соответственно требование по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду неправормерно.
https://www.ecours.ru/ru/