Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2016 года по делу № А56-43384/2016
Предмет рассмотрения: возмещение ущерба, причиненного лесам
Административным органом установлено, что Организацией, в ходе осуществления деятельности, причинен вред лесам.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Административного органа в суд о взыскании с Организации ущерба, причиненного лесам.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) вред, причиненный лесам, возмещается добровольно или в судебном порядке лицами, его причинившими.
Имущественная ответственность за лесонарушения регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно пункту 1 которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как отмечает суд, для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие самих убытков, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившими убытками.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными противоправными действиями причинителя вреда и наступившими убытками, а также размер убытков.
Для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность совокупности указанных фактов.
Административным органом обнаружено лесонарушение, а именно: самовольное снятие плодородного слоя почв, о чем составлен акт лесонарушения.
В акте лесонарушения, предоставленного Административным органом, содержатся противоречивые данные относительного совершенного Организацией деяния – указано на то, что соответствующая почва была засыпана в результате осыпания грунта, в то время как Организации в качестве неправомерных действий вменяется в вину самовольное снятие плодородного слоя почв.
При этом, несмотря на указание в акте лесонарушения на то, что действия Организации содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), доказательств привлечения Организации к административной ответственности за совершение спорного деяния в материалы дела не представлено.
Тот факт, что в результате осыпания грунта соответствующая почва была безвозвратно уничтожена или повреждена, Административным органом какими-либо доказательствами также не подтвержден, как и доказательств того, что в результате неправомерных действий Организацией было осуществлено снятие или перемещение грунта.
Резюме суда:
Привлечение хозяйствующего субъекта к административной ответственности не правомерно при отсутствии доказательств причинно-следственной связи между его действиями и наступившими вредными последствиями для окружающей среды.
https://www.ecours.ru/ru/