Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 сентября 2016 года по делу № А60-28166/2016
Предмет рассмотрения: оспаривание решения Административного органа.
Суть спора: Организация обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Административного органа.
Решение суда: Суд первой инстанции удовлетворил требования Организации.
Фабула дела:
По итогам проведения плановой выездной проверки Административный орган установил, что Организация осуществляет недропользование – добычу подземных вод на водозаборных участках одиночными скважинами без лицензии на право пользования недрами.
По окончании проверки Административный орган выдал Организации предписание получить лицензию на право пользования недрами в срок до 4 октября 2016 года.
Организация направила в Административный орган возражения на предписание, в которых просила внести изменения в предписание: вместо слов «получить лицензию» указать слова «переоформить лицензию». Отказ Административного органа внести данные изменения в предписание послужил поводом для обращения Организации в суд.
Правовое обоснование:
1. Административный орган отметил, что в соответствии с пунктом 23 Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов Свердловской области государственной услуги по переоформлению лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Свердловской области (утв. Приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 28 мая 2012 года № 236) (далее – Административный регламент), заявление на переоформление лицензии в случае реорганизации юридического лица должно быть подано не позднее 6 месяцев с даты государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы заявителя, а поскольку срок переоформления лицензии истёк, Организация обязана получить новую лицензию на право пользования недрами.
2. Обосновывая свои доводы, Организация пояснила, что она образована в результате реорганизации закрытого акционерного общества, является полным правопреемником последнего, в том числе в отношении выданной названному обществу лицензии, при этом Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») не предусмотрено срока, ограничивающего право правопреемника на переоформление лицензии.
3. Суд, удовлетворяя требования Организации, указал, что абзацем 1 статьи 17.1 Закона «О недрах» установлено, что право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности, в частности, в случае реорганизации юридического лица – пользователя недр путём его преобразования (изменения его организационно-правовой формы). При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению.
Из анализа приведённых норм права следует, что пользование участком недр без лицензии не допускается, на правопреемнике лежит обязанность по переоформлению лицензии.
4. Закон «О недрах» не содержит нормы о том, что лицензия на пользование участком недр может быть переоформлена только в течение определенного срока, а пропуск установленного срока влечёт прекращение права пользования и необходимость получения (оформления) новой лицензии. Следовательно, требование Административного органа о необходимости получения Организацией новой лицензии на право пользования недрами, изложенное в оспариваемом предписании, является незаконным.
5. Суд при рассмотрении дела, установив несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принял судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Применённая Административным органом в отношении Организации норма пункта 23 Административного регламента не содержит правила о том, что установленный ею срок является пресекательным и что пропуск указанного срока влечёт прекращение права на переоформление лицензии. Следовательно, право на оформление лицензии сохраняется у Организации и в случае пропуска им срока, установленного указанным пунктом.
Таким образом, применённое Административным органом в отношении Организации толкование пункта 23 Административного регламента противоречит Закону «О недрах» и не подлежит применению в настоящем деле.
Резюме суда:
В случае реорганизации юридического лица, осуществляющего пользование участком недр местного значения, срок переоформления лицензии на пользование участком недр не ограничен.
Позиция Центра:
Решение суда не соответствует действующему законодательству.
В соответствии со статьей 17.1 Закона «О недрах» порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть установлены сроки для выполнения обязанности по переоформлению лицензии. Указанное подтверждается, в том числе, подпунктом 5 пункта 17 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (утв. Приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 года № 315) в соответствии с которым подача заявки на переоформление лицензии по истечении 6 месяцев с даты реорганизации юридического лица является основанием для отказа в переоформлении лицензии на пользование участком недр.
https://www.ecolawyer.ru