Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Понятие «существенные условия лицензии» применительно к отношениям по недропользованию является оценочным

Определение Конституционного Суда Российской Федерации 9 марта 2017 года  № 565-О

Предмет рассмотрения: оспаривание конституционности положений Закона «О недрах».

Суть спора: Общество обратилось в Конституционный Суд Российской Федерации (далее – Конституционный суд) с жалобой об оспаривании конституционности положений части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах» (далее – Закон «О недрах»).

Решение суда:

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменений.

Конституционный суд отказал в принятии жалобы к рассмотрению.

Фабула дела:

Административным органом в отношении Общества было досрочно прекращено право пользования недрами из-за неустраненных нарушений условий лицензии на право пользования недрами, систематических нарушений правил пользования недрами, а также из-за того, что Общество в течение установленного в лицензии срока не приступило к пользованию недрами в предусмотренных объемах.

Общество, считая, что его права и законные интересы нарушены, обратилось в суд.

Правовое обоснование:

1. Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, отметил, что несоблюдение лицензионных требований было вызвано объективными причинами, связанными с неправомерным бездействием регионального органа государственной власти: невозможность осуществлять бурение скважин была обусловлена неправомерным отказом указанного органа в предоставлении Обществу в аренду необходимых для этого лесных участков.

2. Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требований Общества, указал, что допущенные Обществом нарушения условий пользования недрами носят существенный характер, им не приняты надлежащие меры по устранению выявленных недостатков недропользования, в частности оно не воспользовалось правом инициировать внесение изменений в проектные документы в части переноса сроков проведения работ по разработке предоставленного в пользование нефтяного месторождения.

3. В Конституционном суде Общество, обосновывая свои доводы, указало, что положения части 2 статьи 20 Закона «О недрах», предусматривая возможность досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами, не содержат критериев (условий), разграничивающих правовые основания для таких решений; закон, называя в качестве одного из оснований для этого нарушение пользователем недр существенных условий лицензии, не дает определения существенности нарушений; соответственно, оспариваемых законоположения носят неопределенный характер и тем самым предоставляют государственным органам полную свободу усмотрения при решении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами. Неконституционность оспариваемых законоположений Общество усмотрело также в том, что ими не предусмотрен внесудебный порядок досрочного прекращения права пользования недрами.

4. Конституционный суд, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы, отметил, что права пользователей недр гарантируются порядком такого прекращения. В указанных случаях данное право не прекращается автоматически сразу же после выявления соответствующего нарушения уполномоченным органом: согласно части 4 статьи 21 Закона «О недрах» в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято лишь по истечении трех месяцев со дня получения им письменного уведомления о допущенных нарушениях и при условии, что пользователь эти нарушения в указанный строк не устранил. Порядок прекращения права пользования недрами представляет собой длительную процедуру, состоящую из ряда этапов.

5. В постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции констатировано, что действующее нормативное регулирование не определяет содержание понятия «существенные условия лицензии» и что в лицензионном соглашении  к лицензии на месторождение существенные условия указаны не были. В указанном соглашении лишь предусматривалось, что право пользования недрами может быть прекращено при нарушении условий данного соглашения, любых дополнений к нему, а также при невыполнении основных положений утвержденного проекта разработки.

Отступление от сроков бурения эксплуатационных и разведочных скважин, предусмотренных соответствующими проектами, является существенным нарушением, поскольку может привести к разубоживанию. В осуществленном арбитражным судом обосновании принятого решения понятие «Существенные условия лицензии» рассматривалось как равнозначное понятиям «основные условия лицензии» и «основные обязательства недропользования». Подобный подход позволяет расценивать любые условия лицензионного соглашения как существенные.

6. Конституционный суд не согласился с утверждением о правовой неопределенности понятия «существенные условия лицензии». Это понятие относится к числу оценочных, широко используемых в законодательной технике, и в силу особенностей, которые могут быть присущи каждому участку недр (геологических, географических, климатических, экономических и т.п.), не представляется возможным дать единое нормативное определение термина «существенные условия лицензии». На практике при выдаче лицензии непосредственно в прилагаемых к лицензии условия пользования недрами (ранее – в лицензионных соглашениях), указывается, какие из них относятся к существенным для целей применения норм Закона «О недрах», в частности норм о досрочном прекращении права пользования недрами.

7. Выбранный в последние несколько лет подход к данному вопросу, предполагающий отнесение в условиях пользования недрами (лицензионных соглашениях) тех или иных условий к существенным путем прямого их перечисления, представляется отвечающим интересам недропользователей.

Это, однако, не исключает право федерального законодателя внести уточнение в статью 20 Закона Российской Федерации «О недрах» в части, касающейся понятия «существенные условия лицензии», и в части нормативного определения условия и критериев, при которых должно приниматься решение о досрочном прекращении права пользования недрами, а при которых – только о приостановлении или ограничении.

Резюме суда:

Понятие «существенные условия лицензии» применительно к отношениям по недропользованию является оценочным. Дать единое нормативное определение указанному понятию не представляется возможным. Отнесение государственным органом тех или иных условий к существенным путем прямого их перечисления, представляется отвечающим интересам недропользователей.

https://www.ecolawyer.ru

Меню

Новости экологии