В прошлую пятницу, 13 февраля Общественный экспертный совета по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов в Приморском крае на своём очередном заседании обсуждал проблемы порта Посьет. Новый вице-губернатор Евгений Вишняков, курирующий охрану природных ресурсов в крае, призвал экспертов вплотную заняться рассмотрением проекта изменения границ особо охраняемой природной территории вокруг порта Посьет. Свое мнение по этому поводу сегодня высказывает главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН профессор Борис Владимирович Преображенский, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Приморский край славится уникальностью своей природы, исключительным биологическим разнообразием. Об этом написано во всех справочниках, учебниках и энциклопедиях. Не зря первопроходцы Уссурийского края настоятельно советовали тщательно охранять его самобытную природу.
Но сегодня Приморье основательно разорено и разграблено. Где Уссурийская тайга? Отвечаю: в учебниках. Где кедрово-широколиственные леса? Где бесчисленные стада оленей, оленесовхозы, зверосовхозы? Где селёдка, что по осени, с началом морозов, была столь изобильна в Южном Приморье? Куда делись непрерывные бесконечные банки устриц, приморского гребешка, трепанга? При моём начальном изучении морских ландшафтов в Приморье мы насчитывали в среднем по всему заливу Петра Великого практически везде по 6-9 экземпляров этой голотурии на квадратный метр дна. В бухте Новгородской, что в Посьете, эти голотурии лежали так густо, что почти касались друг друга… Где это всё теперь?
Старожилы помнят, было такое понятие «рыбалка» – пристанище на берегу моря, где поселяли расконвоированных зэков, в основном, женщин, и заставляли заготавливать в засольных ямах селёдку, «драли» гребешка тысячами тонн. По сию пору на островах Попова и Рейнеке сохранились эти цементные ямы. Сегодня продолжают грабить приморский шельф, практически подчистую освобождая его от корбикулы и спизулы, а заодно и разоряя нерестилища камбалы и наваги.
Теперь, когда Приморский край ободран как липка, пришлые покорители природы стараются содрать с него ещё хоть что-нибудь. Например, песок с пляжей на строительство коттеджей, домов и дорог. За немногим более чем полвека Приморье лишилось двух третей своих пляжей. Сегодня в Приморье явилось войско алчного частного капитала, да всё не местного, а из Москвы, который думает только о наживе. Эти пришлые люди, для которых всё – пустяк, были бы деньги. Приступили к тому, чего в Приморье никак нельзя делать – к строительству трубопроводов, к вырубке шириной в 200 метров гигантских коридоров в тайге для прокладки никому не нужных в Приморье газо- и нефтепроводов. Это всё разоряет основу хрупкого природного сообщества. Гибнут таёжные реки с неустойчивым гидрологическим режимом, исчезают ранее скрытые под пологом леса нерестилища, исчезают редкие и чудом сохранившиеся сообщества животных и растений.
Вот посёлок Посьет, который ещё в царское время мыслился как основа для развития крупного пограничного города, обладающего массой геополитических и экономических выгод. Среднегодовая температура воды здесь на целый градус выше, чем во Владивостоке, сюда заходит веточка тёплого тропического течения, занося временами черепах, морских змей, спинорогов, которые привыкли здесь даже нереститься; лето длится на месяц дольше. Курортный климат. В 30-е годы прошлого века в заливе Посьета был заложен небольшой порт. В те годы главным товаром для вывоза был лес-кругляк. Окружающий мир был полон уникальных биологических ресурсов. Залив Посьета славен своей исключительно чистой тёплой водой, где раздолье для морского гребешка, трепанга, самых разнообразных рыб и морских перелётных птиц. Такое биологическое разнообразие подвигло власти на создание здесь памятника природы регионального значения.
Заслуженный эколог России, Почётный житель Хасанского района, отдавший всю свою жизнь изучению и сохранению уникальной биоты Рейда Паллады и связанных с ним бухт, светлой памяти Дмитрий Иванович Вышкварцев незадолго перед своей смертью опубликовал следующие строки:
«В северо-восточной части Японского моря часть шельфа залива Петра Великого занимает залив Посьета с уникальной флорой и фауной своих мелководных бухт, сочетающей бореально-арктические, бореальные и субтропические виды. Столь редчайшее сочетание представителей различных биогеографических зон обусловлено своеобразием местоположения залива Посьета, где происходит смешение поступающих с севера водных масс холодного Приморского течения и тёплого Северо-корейского течения, ответвления из Цусимского пролива.
В сохранении температурного режима более прогретых вод в мелководных бухтах залива Посьета и увеличении его продолжительности основную роль играет орография берегов и запирающее действие летних муссонных ветров, которые ограничивают водообмен с открытыми водами Японского моря. У субтропических видов именно благодаря этому явлению на мелководьях успешно происходят процессы размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития и роста. Другим не менее значимым фактором является высокий уровень трофности акваторий летом и подлёдное «цветение» фитопланктона зимой.
В акваториях мелководных бухт Новгородская, Экспедиции и Рейд Паллада обитают ряд редких и исчезающих видов водорослей, моллюсков, ракообразных, рыб и птиц, занесённых в Красные книги Российской Федерации и Приморского края. Эти бухты являются местом обитания, нагула, воспроизводства и сезонных миграций многих видов беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих, в том числе ценных и отнесённых к объектам промышленного рыболовства. Большая часть бухт отнесена к рыбопромысловым участкам, где в течение 150 лет ведётся прибрежное рыболовство (камбала, корюшка, красноперка, навага, пиленгас, сельдь), и они используются для промышленного культивирования морских гидробионтов (гребешок приморский и японский, дальневосточный трепанг, дальневосточная устрица, ламинария японская). За счёт деятельности в предыдущие десятилетия Экспериментальной морской базы Дальтехрыбпрома была восстановлена и вдвое увеличена популяция гребешка приморского в масштабах залива Петра Великого…»
В 1974 году решением Исполнительного комитета Приморского краевого Совета народных депутатов №991 от 29.11.1974 на акватории бухты Рейд Паллады, бухты Экспедиции, а также бухты Новгородской организован Памятник природы регионального значения без изъятия из хозяйственного использования общей площадью в 300 (триста) гектаров.
Вообще, памятники природы в России имеют различный правовой статус. В зависимости от своей уникальности, научной или эстетической ценности они подразделяются на памятники федерального, регионального (субъектов РФ) и местного значения. Каждый памятник удостоверяется особым правовым документом — паспортом, в котором закрепляются правила его содержания; каждый памятник обозначается на местности знаками в соответствии с границами, нанесёнными на карту пользователей земли. На территории расположения памятника природы запрещается всякая деятельность, угрожающая его сохранности.
Землепользователи, на участках которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима их охраны.
Тут самое время вспомнить об основных задачах, которые выполняет наш водный памятник природы для воспроизводства ценных видов рыб и морских беспозвоночных. На территории водных объектов, объявленных памятниками природы, а также в пределах водоохранных зон запрещается: промышленная эксплуатация природных ресурсов; промышленная заготовка древесины; добыча природных ископаемых; выемка грунта; сброс неочищенных промышленных и сточных вод; другие действия, вызывающие нарушение естественного состояния водных объектов.
Так уж исторически получилось, что посёлок и порт Посьет оказались в том месте, которое вошло в состав памятника природы регионального значения. То есть, на всю деятельность порта налагаются обязательства (обременения) по обеспечению режима его охраны и что всякая деятельность, угрожающая его сохранности, запрещается. До тех порт, пока порт Посьет грузил лес и вёл неспешную жизнь, памятнику природы ничто не угрожало.
Но достославное металлургическое предприятие из Челябинска «МЕЧЕЛ», забрав в своё управление порт Посьет, занялось отправкой за границу сперва своего металлопроката, затем, когда вошло во вкус больших денег, стало гнать за рубеж металлургическое сырьё – ядовитый ферросилиций. После смертельного отравления двух докеров мышьяком при погрузке ферросилиция, «МЕЧЕЛ» занялся более безвредным на первых порах, но более прибыльным делом – отгрузкой угля. На берегу выросли гигантские угольные терриконы. Сам по себе уголь вроде бы безвреден, но он «газит», выделяя взрывоопасный метан. Поэтому уголь надо постоянно перелопачивать, он пылит, в сыром виде самовозгорается, а пыль ещё и взрывоопасна. Жители же прилегающих домов страдают от удушья, у них возникают эмфизема лёгких, опухоли, а также поражения лёгких наподобие силикоза. Вокруг таких предприятий устанавливается санитарно-защитная зона, за пределы которой вредные выбросы, по определению, не имеют право распространяться. Если распространения избежать невозможно, предприятие закрывается.
Другими словами, режим памятника природы стал регулярно, систематически и злостно нарушаться. Про свою ответственность за сохранение памятника природы фирма накрепко забыла. Более того, почувствовала себя хозяином положения и стала выставлять свои требования. Войдя во вкус и почувствовав некую поддержку от властных структур в Москве, «МЕЧЕЛ» стал проводить перевооружение порта, сперва без разрешения, а затем, когда перевооружение по факту вошло в критическую стадию, обратился за согласованием перевооружения с наращиванием экспорта угля до 5 миллионов тонн в год.
Согласующие организации стали возражать. Одним из первых выступило Федеральное агентство по рыболовству Российской Федерации в лице Приморского бассейнового управления по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов. Ведомство в своём заключении № 07-8/в ещё в апреле 2010 года отмечало, что «Техническое перевооружение порта Посьет, продиктованное планируемым увеличением грузооборота отгрузки угля на экспорт до 5,0 млн. тонн в год, предусматривает реконструкцию существующих и строительство новых зданий и сооружений. Работы по расширению (техническому перевооружению) порта Посьет рассматривать с позиций обеспечения неприкосновенности защитных участков акваторий и соблюдения требования охраны среды обитания животного мира особо охраняемых природных территорий в соответствии с требованиями ФЗ РФ «О животном мире» и «Об особо охраняемых природных территориях». Исключить из рассмотрения вариант складирования грунтов на акватории залива Посьета (включая б. Постовая). Сохранить установленный для водных объектов Приморского края бухт Новгородская, Экспедиции, Рейд Паллада статус «памятника природы» с ограничительным режимом хозяйственной деятельности».
Казалось бы, всё чётко и ясно.
Однако порт движется дальше, как бы не замечая ничего и никого вокруг и подаёт в 2013 году документы на государственную экспертизу для снятия режима памятника природы с бухты Новгородской и части бухты Рейд Паллады с целью модернизации порта для увеличения его мощности до 7 миллионов тонн угля в год и для прорытия судоходного канала к причалам. Для этого были специально оформлены материалы «эколого-экономического» обоснования изменения границ памятника природы регионального значения «Бухты: Новгородская, Экспедиция и Рейд Паллады» залива Посьет Японского моря в Хасанском районе Приморского края», для ОАО «Торговый порт Посьет».
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края под руководством А.С. Почекунина издаёт приказ о проведении государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня. Экспертная комиссия в составе: руководитель комиссии – Б.В. Преображенский; ответственный секретарь – Г.П. Пстыга; члены экспертной комиссии Н.В. Земляная; А.А.Мельников; М.Г. Мешкова; И.Н. Мишарин; В.А. Раков пришла к выводу, что намечаемое воздействие на окружающую среду является недопустимым ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности предполагаемой деятельности.
«Объект экспертизы не может быть реализован, как представляющий большую опасность для окружающей среды намечаемых заказчиком планов по эксплуатации этих акваторий исключительно для производственных целей, также небезопасных для окружающей среды и здоровья жителей посёлка Посьет и так как его реализация приведёт к изменению естественных природных процессов и исключению залива Посьет из водоёмов высшей категории рыбохозяйственного значения».
Комиссия также установила факт длительного и систематического нарушения портом Посьет режима памятника природы регионального уровня, что привело к распространению мощных техногенных загрязнений в бухту Постовая. Загрязнения мышьяком, окислами азота, поверхностно-активными веществами, нефтепродуктами многократно превысили все нормы ПДК, и порт, в принципе, не имеет права на существование в пределах памятника природы, поскольку не выполняет своих установленных законом обязанностей. Протокол экологической экспертизы утверждён приказом руководителя департамента А.С Почекунина 18 марта 2013 года, эксперты получили за свою работу законное вознаграждение.
Но 5 августа 2014 года С.А. Почекунин издаёт новый приказ за № 120 об утверждении положительного заключения Государственной экспертизы эколого-экономического обоснования изменения границ памятника регионального значения и исключения границ порта Посьет из состава памятника природы регионального значения. Правда, комиссия совсем другая и в ней практически нет экологов. В материалах, поданных на экспертизу, теперь отсутствует экологическое обоснование безопасности изменения границ памятника природы, отсутствует его экономическое обоснование, а присутствует только проект реконструкции порта Посьет до мощности в 7 миллионов тонн угля в год. Фактически имеет место подмена, подтасовка материалов, эксперты не получили в свое распоряжение материалов, характеризующих пространственную структуру экосистем и процессы, протекающие на акватории и территории памятника природы.
Остаётся только добавить, что порт Посьет регулярно и систематически нарушает режим природопользования, проводит деятельность, несовместимую с режимом памятника природы, его санитарно-защитные зоны не функционируют как защитные, территория и акватория вокруг порта круглый год подвергается массированному воздействию угольной пыли, от чего страдает не только местное население, но и все прилегающие водные и наземные растительные и животные сообщества. Тип деятельности порта прямо противоречит предписанному данной местности режиму памятника природы регионального значения.
В связи с этим порт Посьет следует закрыть, его деятельность запретить, рекомендовать власти перемещение порта в другой район Приморья, к примеру, в бухту Чажма на полуострове Дунай. Поселок Посьет перепрофилировать под санаторно-курортную местность с расположением здесь грязелечебниц, марикультурных и рыборазводных предприятий, а также с ускоренным развитием международного туризма оздоровительного типа.
Борис ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
председатель Координационного Совета по проблемам экологии Приморского края, руководитель Рабочей группы по экобезопасности Общественного экспертного совета при губернаторе Приморского края,
Заслуженный эколог России, доктор геолого-минералогических наук
https://to-ros.info/?p=23263