Начальник инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности за расходами в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы Счетной палаты РФ ТАРАСОВ И.Б. 17.11.14 ООПТ

Начальник инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности за расходами в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы Счетной палаты Российской Федерации

ТАРАСОВ Игорь Борисович

 

 

Предложения к парламентским слушаниям «Совершенствование правового регулирования в области развития системы особо охраняемых природных территорий

Российской Федерации»

 

В результате проведения Счетной палатой Российской Федерации аналитических и контрольных мероприятий установлены факты наложения ограничений органами власти субъектов Российской Федерации на разработку месторождений с запасами полезных ископаемых состоящих на государственном балансе. Органы власти субъектов Российской Федерации принимают решения о создании охранных зон и об установлении их границ в отношении территорий, находящихся в пределах участков нераспределенного государственного фонда недр, тем самым фактически блокируют какие либо действия Российской Федерации по распоряжению федеральной собственностью – недрами. В результате несовершенства правового регулирования парализуется деятельность государства по использованию перспективных месторождений полезных ископаемых, бюджетная система Российской Федерации недополучает доходы от разовых и регулярных платежей за недропользование и налоговых отчислений пользователей недрами.

Так, например постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2013 года № 352-П создан государственный биологический (ботанический и зоологический) заказник регионального (окружного) значения «Ямальский» особо охраняемая территория которого находится в пределах следующих нефтегазоконденсатных месторождений:

1. Арктическое нефтегазоконденсатное месторождение расположено на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в 390 км к северо-востоку от г. Салехард. Месторождение было открыто в 1969 году. Приток газа был получен в скважине № 1, пробуренной в северной части структуры. При глубине скважины в 2678 м во время каротажных работ произошел газовый выброс, перешедший в открытое фонтанирование с дебитом визуально 2 млн.м3/сут. Приток газа по данным каротажа был получен из интервала глубин в 694-746,8 м. Запасы по месторождению состоящие на государственном балансе на 1.01.2013 г. (по категориям С1 + С2) составляют:

Нефть (извлекаемые), 10,424 млн. т

Газ, 97,386 млрд.м3

Конденсат (геологические/извлекаемые), 0,498 млн. т

Участок недр, включающий Арктическое нефтегазоконденсатное месторождение, относится к участкам недр федерального значения по запасам газа.

2. Нейтинское нефтегазоконденсатное месторождение расположено на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, Ямальского района, в 270 км к северо-западу от пос. Новый Порт.

Месторождение было открыто в 1976 году, когда при испытании скважины № 25 из интервала  636-640 м (сеноманская залежь) был получен приток газа  дебитом  298,5 тыс.м3/сут. на 20 мм диафрагме при депрессии 8,8 атм.

Запасы по месторождению состоящие на государственном балансе на 1.01.2013 г. (по категориям С1 + С2) составляют:

Нефть (извлекаемые), 10,424 млн. т

Газ, 97,386 млрд.м3

Конденсат (геологические/извлекаемые), 0,498 млн. т

Участок недр, включающий Нейтинское нефтегазоконденсатное месторождение, относится к участкам недр федерального значения по запасам газа.

3. Нурминское нефтегазоконденсатное месторождение расположено на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, Ямальского района, в 90 км к северо-западу от пос. Новый Порт.

Месторождение было открыто в 1970 году.

Запасы по месторождению состоящие на государственном балансе на 1.01.2013 г. (по категориям С1 + С2) составляют:

Нефть (извлекаемые), 2,110 млн. т

Газ, 223,410 млрд.м3

Конденсат (геологические/извлекаемые), 6,249 млн. т

Участок недр, включающий Нурминское нефтегазоконденсатное месторождение, относится к участкам недр федерального значения по запасам газа.

4. Ростовцевское нефтегазоконденсатное месторождение расположено на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, Ямальского района, в 75 км к северо-северо-востоку от пос. Новый Порт.

Месторождение было открыто в 1986 году, когда при испытании первооткрывательницы месторождения - скважины № 60, была установлена нефтеносность 6 пластов НП 2- НП 7, дебиты нефти из которых  от 57 до 87 м3/сут на 8 мм штуцере.

Запасы по месторождению состоящие на государственном балансе на 1.01.2013 г. (по категориям С1 + С2) составляют:

Нефть (извлекаемые), 60,986 млн. т

Газ, 83,688 млрд.м3

Конденсат (геологические/извлекаемые), 4,018 млн. т

Участок недр, включающий Ростовцевское нефтегазоконденсатное месторождение, относится к участкам недр федерального значения по запасам нефти и газа.

5. Среднеямальское нефтегазоконденсатное месторождение расположено на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, Ямальского района, в 100 км к северо-западу от пос. Новый Порт.

Месторождение было открыто в 1970 году, когда при испытании 5 объектов  в скважине №1 были получены притоки газа и конденсата  с дебитами от 300 до 400 тыс.м3/сут на 19 мм шайбе.

Запасы по месторождению состоящие на государственном балансе на 1.01.2013 г. (по категориям С1 + С2) составляют:

Нефть (извлекаемые), 2,110 млн. т

Газ, 65,324 млрд.м3

Конденсат (геологические/извлекаемые), 3,973 млн. т

Участок недр, включающий Среднеямальское  нефтегазоконденсатное месторождение, относится к участкам недр федерального значения по запасам газа.

Конкурсы и аукционы по предоставлению перечисленных месторождений в пользование не проводились в связи с тем, что какие-либо работы по геологоразведочным работа и добыче углеводородного сырья на территории государственного биологического (ботанического и зоологического) заказника регионального (окружного) значения "Ямальский" запрещены.

Кроме перечисленных 5 месторождений углеводородов федерального значения в настоящее время зафиксировано 105 месторождений федерального значения полезных ископаемых, в том числе урана, ниобия, тантала, алмазов, ванадия, бериллия, меди, кобальта, платины и золота, которые решениями органов власти субъектов Российской Федерации о создании региональных особо охраняемых природных территорий фактически выведены из хозяйственного оборота (приложение на 11 листах).

Поскольку минерально-сырьевая база Российской Федерации обеспечивает энергетическую и экономическую безопасность страны, реализацию ее геополитических интересов, необходимо внести коррективы в действующее законодательство в части обеспечения согласования решений о создании региональных особо охраняемых природных территорий с уполномоченным органом управления государственным фондом недр в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

 

 

Меню

Яндекс.Метрика