Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа РФ от 21 сентября 2016 года по делу № А53-34915/2016
Предмет рассмотрения: разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Обстоятельства дела:
Организация обратилась в Административный орган с заявлением о выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период ведения строительных работ на объекте строительства, с приложением к нему нормативов предельно допустимых выбросов (далее – ПДВ) в составе утвержденной проектной документации строительства.
Административный орган уведомил Организацию о приостановлении рассмотрения заявления, указав на необходимость представить проект ПДВ в соответствии с требованиями разработки ПДВ вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него в соответствии с Положением «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (далее – Положение № 183), а также копию санитарно-эпидемиологического заключения.
Организация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Решение суда первой инстанции:
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Правовая позиция суда апелляционной инстанции:
Решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Порядок, сроки и последовательность оказания государственной услуги по выдаче разрешений на выброс загрязняющих веществ регулируются Федеральным законом от 27 июня 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и принятым в соответствии с ним Административным регламентом.
Согласно пункту 1.1 Административного регламента количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, устанавливаются по каждой отдельной производственной территории индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому надзору: в пределах установленных нормативов ПДВ; в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Указанная норма разграничивает установленные и утвержденные нормативы ПДВ: 1) при наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ; 2) при наличии нормативов ПДВ, установленных в составе утвержденной проектной документации строительства, разрешение на выбросы выдается на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией (но не более двух лет).
Таким образом, при получении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период ведения строительных работ на объекте строительства не требуется утверждение нормативов ПДВ, поскольку в данном случае утверждением нормативов ПДВ будет являться сам факт их установления на период ведения строительных работ в составе утвержденной проектной документации строительства объекта строительства.
В соответствии с пунктом 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87) (далее – Положение № 87) разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Из системной связи названных нормативных актов следует, что Положение № 87 применяется в отношении уже существующих объектов и объектов, вводимых в эксплуатацию. Однако в данном случае строительство объекта не завершено, и он не вводится в эксплуатацию, а находится в стадии строительства, и ПДВ для него содержатся в проекте строительства, а также в положительном экспертном заключении по проектной документации, выданном Организации.
При таких обстоятельствах суды признали незаконным требование Административного органа по предоставлению Организацией утвержденных ПДВ, которые уже содержатся в составе проектной документации, а требование Административного органа о предоставлении санитарно–эпидемиологического заключения в качестве документа, необходимого для получения разрешения на строительство, – не соответствующим пункту 10 Административного регламента, которым не предусмотрено предоставление такого заключения.
Резюме суда:
Требования Положения № 183 о необходимости предоставления проектов ПДВ применяются к уже существующим объектам и объектам, вводимым в эксплуатацию и не распространяются на правоотношения по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период строительства, поскольку утверждением нормативов ПДВ будет являться сам факт их установления на период ведения строительных работ в составе утвержденной проектной документации строительства объекта строительства.
https://www.ecours.ru/ru/