Решение Арбитражного суда Московской области от 26 декабря 2016 г. по делу № А41-21375/2016. Возмещение вреда ОС, сброс в водный объект

Решение Арбитражного суда Московской области от 26 декабря 2016 г. по делу № А41-21375/2016

Предмет рассмотрения: о возмещении вреда, причиненного окружающей среде

Административный орган обратился с заявлением к Организации о взыскании задолженности по оплате за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

Указанное требование оставлено Организацией без ответа и удовлетворения.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Административного органа в суд с соответствующим заявлением.

Суд отказал в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2006 года № 639 «О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 года № 87 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам, вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика).

Согласно пункту 5 Методики, исчисление размера вреда, причиненного водным объектам, осуществляется при выявлении фактов нарушения водного законодательства, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений и лабораторных анализов.

Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам, вследствие нарушения водного законодательства в пункте 11 содержит формулу, по которой исчисляется размер вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ.

В формуле исчисления размера вреда учитываются специфика водохозяйственного района, количество и опасность поступивших в водный объект вредных веществ, категория водного объекта, климатические условия.

Предусмотренный пунктом 11 Методики порядок исчисления вреда водному объекту в результате сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод основывается на количественных и качественных параметрах негативного воздействия на окружающую среду, учитывая специфику водохозяйственного района, количество и опасность поступивших в водный объект вредных веществ, категорию водного объекта, климатические условия.

Административным органом рассчитан вред, причиненный Организацией водному объекту, на основании формулы, установленной Методики.

Между тем, при обращении в суд, Административным органом не приняты во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 14 Методики, в случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 11 Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда.

Фактические затраты на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ не учитываются при исчислении размера вреда, если указанные затраты учтены при расчете платы за сбросы вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты.

При принятии мер по ликвидации загрязнения водного объекта или его части в результате аварии размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 13 Методики, уменьшается на величину фактических затрат на устранение загрязнения, которые произведены виновником причинения вреда.

Судом установлено, что в настоящее время Организацией реализуются мероприятия, предусмотренные проектом реконструкции канализационных очистных сооружений, который получил положительное заключение государственной экспертизы.

В рамках мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ при реконструкции очистных сооружений в рамках, предусмотренных мероприятий, Организацией осуществлены мероприятия по реконструкции очистных сооружений, что подтверждается платежными поручениями, локальными сметами, актами выполненных работ, представленными в материалы дела.

Однако, в нарушение положений пункта 14 Методики данные затраты не были учтены Административным органом при определении размера вреда, причиненного водному объекту.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что фактические затраты на выполнение мероприятий по реконструкции очистных сооружений превысили сумму вреда, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Резюме суда:

Затраты на реализацию мероприятий, в соответствии с проектом реконструкции канализационных очистных сооружений должны учитываться при исчислении размера вреда, причиненного водному объекту. При этом в случае, если указанные затраты превысили сумму вреда, взыскание вреда является неправомерным

http://www.ecolawyer.ru

Меню

Яндекс.Метрика