Тезисы выступления А.И. Бедрицкого, советника Президента Российской Федерации, специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам климата

Парламентские слушания на тему «Правовое обеспечение государственной политики в области экологического развития Российской Федерации» 6 февраля 2014 г.

Тезисы выступления А.И. Бедрицкого, советника Президента Российской Федерации, специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам климата

Климатическая проблематика является частью Основ госполитики в области экологического развития РФ и соответствующей госпрограммы. Акцент делается на получении новых научных знаний в области изменения климата, создающих основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды; на развитии высокоширотных исследований по вопросам, связанным с изменением климата (усиление российского присутствия в Арктике и Антарктике), подготовке и реализации адаптационных мер к изменению климата.

Важнейшей составляющей госполитики в области экологического развития является комплекс мер по переходу к «зеленой» экономике, обеспечивающей экономический рост вместе с соблюдением высоких экологических стандартов.

«Зеленая» экономика представляет собой интегрирование экономической и экологической политики, применение широкого набора мер, начиная от внедрения современных «чистых» ресурсосберегающих технологий, совершенствования политики нормативного регулирования (введение стандартов), создания сбалансированной системы поощрений и наказаний, заканчивая применением экономических инструментов таких, как налоги, субсидии и схемы торговли. В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2013 года говорится, что для того «чтобы очистить экономику от устаревших, неэффективных, вредных технологий необходимо отстроить современную систему технического и экологического регулирования». Одним из ключевых элементов рекомендаций IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды (Москва, декабрь 2013 г.) является развитие «зеленой» экономики в стране. Подходы по развитию «зеленой» экономики способствуют и снижению антропогенной нагрузки на климат.

В России в  основном сформировалась законодательная база по различным направлениям госполитики в области экологии и климата на ближайшие 10-15 лет. Приняты конкретные госпрограммы, определяющие конкретные цели и состав исполнителей, а также необходимое финансирование. Сейчас важно обращать внимание на качество работ, соблюдение сроков, имея в виду, что эти показатели напрямую связаны с финансовым обеспечением. Недостижение целей прямо пропорционально недофинансированию.

Проблемным вопросом остается принятие мер стимулирующего характера. У нас этот процесс идет достаточно медленно. Вместе с тем, опыт зарубежных стран показывает, что стимулирующие меры позволяют обеспечить высокий уровень соблюдения экологического законодательства при достаточно низких затратах.

В 2014 году России необходимо будет принять решение о возможных количественных обязательствах по сокращению выбросов парниковых газов в новом глобальном соглашении по климату, переговоры по подготовке которого должны завершиться в 2015 году. Представляется целесообразным определить обязательства, с учетом плановых показателей социально-экономического и экологического развития.

 

Меню

Яндекс.Метрика