Законодательство о нормировании сбросов противоречит «Основам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Законодательство о нормировании сбросов противоречит «Основам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»  

Е.В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ)

         Д.А. Данилович, зам. исполнительного директора РАВВ

 

В «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» в качестве стратегической цели и одного из принципов государственной политики в области экологического развития установлено «научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности».

Также этот основополагающий документ п. 13 при решении задачи предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду предписывает  при установлении удельных показателей сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду ориентироваться на аналогичные показатели, достигнутые в экономически развитых странах.

К сожалению, существующая система нормирования сбросов сточных вод  полностью противоречит Основам государственной политики.  В основу действующей системы нормирования воздействий на водные объекты положена концепция «нулевого воздействия» на  водные объекты, предполагающая сохранение природного состояния воды в водных объектах. В базовых законодательных актах (ФЗ  об охране окружающей среды, Водный кодекс) в качестве цели нормирования сформулировано предотвращение негативного воздействия.  Такие нормы законодательства полностью противоречат опыту развитых зарубежных стран, в которых  используется концепции неухудшения существующего качества и постепенного его улучшения.

         Применительно к сбросам сточных вод концепция «нулевого воздействия» реализуется, в том числе, отнесением практически всех водных объектов к рыбо-хозяйственному назначению и требованием  соблюдения в них чрезвычайно жестких ПДК. С учетом того, что большинство этих объектов уже загрязнены свыше этих ПДК, система нормирования распространяет эти ПДК на сбросы сточных вод. В результате предъявляются технически невыполнимые требования практически по всем тяжелым металлам (многие из них жестче, чем требования  к дистиллированной воде), нефтепродуктам и др., а также  слишком жесткие и нецелесообразные с эколого-экономической точки зрения требования по бытовым загрязнениям (органические и взвешенные вещества, азот, фосфор). Действующие ПДК во много раз,  а в отдельных случаях –  на 2-3 порядка жестче, чем в развитых странах.

         Т.е. существующие основы нормирования сбросов не нацелены на научно обоснованном сочетании экологических, экономических и социальных интересов, а возвышают только один - экологический интерес. Причем, что чрезвычайно важно, эта односторонняя нацеленность на экологический интерес реализуется исключительно на бумаге, т.к. технические возможности  очистных сооружений не могут обеспечить достижение НДС. Какие бы средства водопользователь не инвестировал бы в развитие очистных сооружений, он все равно останется нарушителем законодательства. В результате отсутствует стимул к улучшению качества очистки. Данная практика недостижимого нормирования также распространена и на абонентов, т.е. на всю городскую промышленность.

В результате того, что нормирование сведено к технически недостижимым декларациям - НДС, действует откровенно коррупционная система лимитов (временно согласованных сбросов), выдаваемых на уровне  фактической ситуации, тем самым консервируя последнюю.

Многочисленные абсурдные требования законодательства снижают конкурентоспособность и  тормозят   развитие отечественной промышленности, в том числе ее базовых отраслей, таких как нефтехимия, горнодобывающая промышленность, машиностроение, тепловая и атомная энергетика и т.п. В наибольшей степени  все эти абсурды влияют на предприятия  ВКХ, для которых очистка  сточных вод является  основным видом деятельности и экономика которых максимально  определяется именно требованиям к сбросам.  Никто не является противником улучшения экологической ситуации, но никто не может сделать изначально невыполнимое.

Таким образом, реализация «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» требует внесения принципиальных изменений в законодательство о нормировании сбросов. Однако, законопроект о технологическом нормировании, обсуждение и доработка которого продолжается уже около 5 лет, не содержит таких изменений и абсолютно не решает стоящих перед обществом проблем в этой области.

Предложения по введению  технически достижимого поэтапного нормирования сбросов и существенному ограничению применения  рыбо-хозяйственных ПДК как базы для этого нормирования содержатся в законопроекте  «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», подготовленный депутатами Качкаевым П.Р., Николаевой E.JL, Шаккумом М.Л. Эти предложения направлены на реализацию Основ экологической политики.  К сожалению, они встречают противодействие со стороны Минприроды РФ, по сути означающее блокирование ими реализации Основ экологической политики. Политика, проводимая  Минприроды, является одним из важнейших  факторов негативного воздействия  на экономику страны,  проявляющихся в нынешней сложной экономической ситуации. При этом эта политика не только не способствует улучшению  экологической ситуации, но и тормозит усилия водоканалов и производственных предприятий по модернизации очистных сооружений, предъявляя к ним невыполнимые требования и препятствуя привлечению инвестиций в эту сферу.

Российская ассоциация   водоснабжения и водоотведения считает необходимым скорейшее принятие предложенных депутатами поправок к 416-ФЗ и последующее системное реформирование экологического законодательства. Разработаны детальные предложения по этой реформе применительно к защите водных объектов.

 

Предложения к Рекомендациям слушаний:

  1. Поддержать в 1-м чтении законопроект  «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», подготовленный депутатами Качкаевым П.Р., Николаевой E.JL, Шаккумом М.Л.

  2. Внести в законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» поправки, исключающие применение нормативов допустимого сброса (НДС) как инструмента нормирования, обеспечивающие  предъявление хозяйствующим субъектам только технически достижимых требований.

  3. Учитывая сложную экономическую ситуацию в РФ, считать необходимым  скорейшее системное реформирование экологического законодательства, в том числе пересмотр Водного  Кодекса РФ, с устранением из законодательства рамочных норм и технически недостижимых декларативных требований.

  4. Провести в 1-м полугодии 2014 г. дополнительные слушания по вопросу системного реформирования экологического законодательства.

Меню

Яндекс.Метрика