Правовые аспекты социально-экологического управления процессом формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания граждан Российской Федерации

Кириллов Николай Петрович,

 кандидат социологических наук, доцент,

Российский государственный социальный

университет

 

Правовые аспекты социально-экологического управления процессом формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания граждан Российской Федерации.

 

В условиях мировой глобализации социально-экономических процессов ярко проявляется система  унификации механизмов управления современной социальной организацией. Одновременно, быстро развивающиеся процессы социальной стратификации и дифференциации экономического и политического пространства усиливают разнообразие экологических проблем и значительно изменяют характер деятельности на всех уровнях социальной организации. Этот,  процесс в современной долгосрочной и краткосрочной перспективе приводит утрате и снижению эффективности природоохранных механизмов. Попытка заменить их другими унифицированными механизмами, часто обостряет социальные, экономические и политические конфликты, вплоть до отрицания даже позитивных процессов и изменений[2] .

Анализ свидетельствует, что унификация нормативно-правовой базы в соответствии с условиями мировой экономики, но без учета социально-экологических компонентов, детерминируют деградацию современного мирового сообщества, способствуют растаскиванию общенациональных природных ресурсов, сокращению охраняемых природных территорий и усилению  проблем социального и экономического характера. Следует отметить, что, в особенно тяжелом положении оказываются территории традиционного природопользования. В этих условиях органы управления всех уровней социальных систем, теряют способность качественно и  эффективно регулировать быстро изменяющуюся социальную  и экологическую обстановку, что вызывает беспокойство современного общества своим настоящим и будущим[2].

Практика жизни и современный характер преобразований российского общества свидетельствует о том, что важнейшим механизмом обеспечения устойчивого его развития и стабильности является управление, организованное на системной основе. При этом, система управления современной социальной организацией включает в себя комплекс всех служб организации, всех ее подсистем и коммуникационных связей  между ними, а также процессов, обеспечивающих безопасное их функционирование

Особую значимость приобретает управление в социальной и экологической сферах общества, понимаемое как социально-экологическое управление. Учитывая сложность и многогранность проблем, охватываемых данным процессом, целесообразно его анализ осуществлять исходя из исследования социального и экологического компонентов, что влечет за собой изучение особенностей социального и экологического управления как раздельно, так и совместно, с учетом их взаимного влияния друг на друга

Ярким подтверждением выше изложенному утверждению являются материалы, отражающие содержание деятельности органов государственной власти и управления как федерального, так и регионального уровней.

  Выступая на   заседании президиума Госсовета, посвященного проблемам экологической безопасности ( 9 июня 2011 года Дзержинск, Нижегородская область) Д.А. Медведев отмечал, что наши экологические проблемы  усиливаются за счёт огромной территории и целого ряда производств, которые были построены в прежний период, не реконструировались и которые, по сути, опасны для жизни, для окружающего мира[3].

Тем не менее, всё-таки здесь необходимо консолидированное понимание нашей общей ответственности. Если хотите, экологическая тема должна стать модной и престижной не только для экологов или школьников, которые бумагу в лесу собирают, но и для чиновников, для бизнесменов, для представителей творческих профессий.  Как это сделать? Сделать это можно только путём экологического воспитания, образования, изучения родной природы, но не в формальном плане, как это у нас зачастую проходило, а именно с раннего детства прививать вкус к экологической культуре, к бережному отношению к окружающей среде. И это тоже накладывает отпечаток на наше мышление, хотим мы этого или не хотим. И именно это мышление нам необходимо поменять[3].

В настоящее время экологическое образование должно стать непрерывным и целенаправленным процессом и реализовываться в различных формах по образовательным программам. Данная система должна представляться в виде неразрывной цепочки «детский сад – школа (программы), далее – вузы, наконец, комплекс вузов – отраслевой институт повышения уровня подготовки руководителей, где даже министры проходили бы обучение.

В сложившихся условиях, особая роль должна отводиться общественным объединениям, которые по свое природе способны более активно участвовать на всех  этапах социально-экологического управления процессом формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания граждан Российской Федерации.

Нам нужно отказаться от прежней философии отношения к экологическим проблемам. И не только потому, что это имеет прямое отношение к нашим потомкам, нашим детям, к тем ценностям, которыми мы апеллируем каждый день, когда говорим красивые, пафосные слова. Помимо этого, это само собой разумеется. Нормальное отношение к экологии формирует нормальные стандарты жизни. Об этом тоже не следует забывать. Каждый из нас, приезжая за границу – или в командировку, или на отдых, - видит, как там, во всяком случае, в Европе, относятся к своим лесам, к своим водным источникам. Как это выглядит у нас? Это колоссальная разница. И это ментальная проблема. Поэтому начинать нужно с себя [3].

Основные задачи  социально-экологического управления  в области правового регулирования процесса формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания граждан Российской Федерации[1].

1 Формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения.  В этих целях  разработать Федеральную программу (закон), предусматривающую непрерывность и целенаправленность экологического образования в различных формах по образовательным программам. Она должна представляться в виде неразрывной цепочки «детский сад – школа (программы), далее – вузы, наконец, комплекс вузов – отраслевой институт повышения уровня подготовки руководителей, где даже министры проходили бы обучение[3]. Основные компоненты Программы:

  • подготовка экологически грамотных сотрудников федерального, регионального и муниципального аппарата по всему спектру экологических вопросов,  (экологи-эксперты, юристы-экологи, экономисты-экологи, управленцы и т.д.);

  • обязательную  систематическую переподготовку государственных служащих по экологической проблематике и их аттестацию;

  • переподготовка учителей школ и колледжей по вопросам экологической направленности;

  • государственное финансирование учебных заведений, осуществляющих поствузовское экологическое образование для людей, желающих повысить свою профессиональную квалификацию;

  • создание федерального и региональных центров по оказанию методической помощи преподавателям средних и высших учебных заведений в освоении программ экологического образования с обязательным отражением при их аттестации.

    2.  Государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий[3].

На государственном и региональных уровнях разработать систему административных и экономических механизмов, предусматривающих предоставление системы льгот и преференций организациям СМИ, проявляющим особое внимание к проблемам экологии и природных ресурсов, обеспечивая при этом  максимальную защиту от всех форм негативного воздействия на них.

3.  Включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты.

В рамках уже существующей системы образовательных стандартов предусмотреть введение по всем направлениям и специальностям дисциплин «Экология»,  либо «Социальная экология»

4.  Обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся.

В системе высшего и среднего профессионального образования, в разрабатываемых учебных программах по всему курсу изучаемых дисциплин обязательно отражать вопросы, способствующие формированию экологически ответственного поведения и создающих основы экологической грамотности у обучающихся.

5. Государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды[4].

На государственном и региональных уровнях разработать систему административных и экономических механизмов, предусматривающих предоставление системы льгот и преференций образовательных учреждений,  проявляющим особое внимание к проблемам экологии и природных ресурсов, оказывая при этом практическую помощь посредством предоставления технических территорий и помещений для создания учебной базы.

6. Развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду

На законодательном уровне определить обязательность и периодичность  систематической переподготовки государственных служащих по экологической проблематике и их аттестацию, предусматривающую карьерный рост и продвижение по службе только при ее положительных результатах.

7. Включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

На государственном и региональных уровнях разработать систему административно-правовых норм, регулирующих процесс принятия  обозначенных программ и запрещающих (накладывающих вето) на их вступление в силу при отсутствии  в их содержании  вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания.

 

 

Литература

1.     Утверждены основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года  30 апреля 2012 года, [Электронный ресурс] / Электрон. дан. — М.:  2012. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ свободный. — Загл. с экрана.

2.     Владимир Путин поручил ускорить принятие стратегии экологической безопасности [Электронный ресурс] / Электрон. дан. — М.:  2013. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/20/putin-site.html свободный. — Загл. с экрана.

  1. Материалы  заседания президиума Госсовета, посвященного проблемам экологической безопасности  9 июня 2011 года Дзержинск, Нижегородская область [Электронный ресурс] / Электрон. дан. — М.:  2011. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ свободный. — Загл. с экрана.

  2. Президент В.В. Путин и Д.А. Медведев об экологической безопасности России [Электронный ресурс] / Электрон. дан. — М.:  2013. — Режим доступа: http://www.pravosoznanie.org/— Загл. с экрана.

  1. Путин: Экология России сильно захламлена[Электронный ресурс] / Электрон. дан. — М.:  2011. — Режим доступа:   http://wffw.info/94888/Putin-Ekologiya-Rossii-silno-zaxlamlena/ свободный. — Загл. с экрана.

 

 

 

Кириллов Николай Петрович

Тел. 89037623534

Меню

Яндекс.Метрика