Клюкина Анна Иосифовна – директор Государственного Дарвиновского музея

Клюкина Анна Иосифовна – директор Государственного Дарвиновского музея

 

Тезисы выступления на слушаниях на тему «Правовое обеспечение государственной политики в области экологического развития Российской Федерации»

 

            На самом деле в Российской Федерации  принято достаточно законов и постановлений по охране окружающей среды и об экологическом развитии Российской Федерации, однако ни для никого не секрет, что в большинстве своем они не выполняются. Я хочу остановиться на теме, которую знаю.

            Так в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» поставлена очень важная задача (III, п. 9л) – формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания. Я бы еще добавила слово «непрерывное», т.к. только непрерывное, причем неформальное формирование экологической культуры начиная с рождения и до последнего вздоха могут обеспечить выполнение всех законов и постановлений и просто бытовую защиту окружающей среды.

            Далее в Основах в п. 20 прописаны механизмы реализации данной задачи. Прописаны верно, но ни один механизм не работает. Может нужна концепция реализация, методика. Как я упомянула прописано все более чем всеохватывающе:

а) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения  - понятно, что формирование идет более чем слабо, особенно у молодежи, достаточно посмотреть, что оставляет молодежь на местах своих посиделок на природе;

б) гос. поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности  - давайте вспомним кто и что слышал в средствах массовой информации на эту тему, пожалуй один хороший пример – это час Земли, а все остальное эпизоды.

в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты – здесь вообще все плохо, уроки биологии сокращены до минимума, а экологии почти исключены из программы;

г) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения  -  все эти вопросы просто практически исключены из программ

е) очень хороший пункт об организации экологической грамотности у руководителей – ну здесь вообще не о чем говорить. Например, я как руководитель только знаю о безумном количестве штрафов за загрязнение природы. Конечно штрафы необходимы, но надо же с головой ко всему подходить, уж чем музей, который организовал за свой счет зеленый оазис и все время подсаживает кустарники загрязняет среду. Ан нет платим не пойми за что, а вот помочь в организации зеленой зоны никто не собирается.

Ж) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы – совершенно замечательный пункт. Но опять же из собственного опыта, если еще несколько лет назад проведение массовых экологических праздников в дарвиновском музее поддерживал Департамент природопользования, то в 2013 году уже нет. Эти праздники (День воды, день птиц, день животных и т.д.) посетители любят – приходят от 2-х до 5 тысяч человек, но средств на их проведение я найти не могу. Мне советуют проводить экологические праздники, которые у нас всегда связаны с образовательными программами из средств, заработанных музеем.

            Так что по итогу, мне кажется правовой составляющей достаточно, необходимы реальные методики реализации экологического воспитания и образования. А то как я на одних слушаниях узнала, что в Москве 720 организаций занимаются патриотическим воспитанием населения, но нам достаточно спросить любого подростка кто такой Юрий Долгорукий или  даже когда началась Великая Отечественная война, про первую мировую даже спрашивать нечего, чтобы понять что и с патриотическим воспитанием у нас не все так замечательно как в отчетах этих 720 организаций.

Меню

Новости экологии

Яндекс.Метрика