Обращение с горными породами, используемыми при ликвидации горных выработок, в соответствии с проектом их ликвидации

 

Юридическое заключение АСУ ЭКОЮРС

по вопросу правового регулирования обращения с горными породами, используемыми при ликвидации горных выработок, в соответствии с проектом их ликвидации  

Основные выводы заключения:

1.С 1 января 2015 года основными признаками, позволяющими отнести вещества или предметы к отходам, являются:

- образование веществ и предметов в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления;

- применение собственником  веществ и предметов действий по их удалению;

2.Собственник веществ или предметов самостоятельно принимает решение об отнесении веществ или предметов, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления к отходам.

При этом побочные продукты производства  не являются отходами, и  могут быть переданы любому юридическому или физическому лицу в соответствии с требованиями гражданского законодательства;

3.Вопрос об отнесении побочных продуктов производства к отходам, решается юридическим лицом по своему усмотрению;

4.В период с 22 февраля 2011 года по 1 февраля 2015 г. в лимиты на размещение отходов не включались горные породы, используемые для закладки выработанного пространства, засыпки провалов и рекультивации нарушенных горными работами земель, в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых.

При этом с 1 февраля 2015 г. в лимиты на размещение отходов не включаются вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, используемые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации;

5.На основании комплексного анализа положений нормативных правовых актов можно сделать вывод о том, что горные породы, используемые для закладки выработанного пространства, засыпки провалов и рекультивации нарушенных горными работами земель рассматриваются в качестве отходов.

При этом в случае, если горные породы хозяйствующим субъектом были отнесены к побочному продукту, ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 6 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение  применению не подлежат;

6.В случае отнесения горных пород к отходам они должны быть отражены в таблицах учета, предусмотренных Порядком учета в области обращения с отходами (утв. Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721) в качестве накапливаемых отходов до момента их использования для ликвидации горных выработок.

При этом накопление будет иметь место в т.ч. и после истечения 11-месячнрого срока, установленного ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

7.Возможность не включения горных пород, используемых для закладки выработанного пространства, засыпки провалов и рекультивации нарушенных горными работами земель в лимиты на размещение отходов означает отсутствие необходимости установления нормативов допустимого воздействия на окружающую среду – лимитов на размещение отходов.

При этом отсутствие необходимости нормировать негативное воздействие на окружающую среду означает отсутствие необходимости рассчитывать и уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов, в т.ч. ввиду невозможности уплачивать плату за размещение отходов в пределах установленных нормативов платы;

8.Требование о расчете и уплате платы за размещение отходов в отношении горных пород, используемых для закладки выработанного пространства, засыпки провалов и рекультивации нарушенных горными работами земель, в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых  противоречат действующему законодательству;

9.С 22 февраля 2011 года хозяйствующие субъекты были вправе не уплачивать плату за размещение горных пород используемых для закладки выработанного пространства, засыпки провалов и рекультивации нарушенных горными работами земель;

10.В столбце 15 Формы расчета платы должна указываться фактическая масса отходов, размещенных в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3-х лет), за исключением в т.ч. массы отходов, накапливаемых и переходящих на следующий квартал в пределах срока до момента их использования для ликвидации горных выработок.

При этом ввиду отсутствия в Форме расчета платы столбца «Накапливаемые отходы» а также «Горные породы, накапливаемые в пределах срока до момента их использования для ликвидации горных выработок», необходимо сопровождать представление Формы расчета платы соответствующей пояснительной запиской;

11.Плата за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченная за размещение горных пород, использованных для закладки выработанного пространства, засыпки провалов и рекультивации нарушенных горными работами земель может быть взыскана за три последних года, исчисляемых с даты подачи искового заявления;

12.Горные породы, используемые для закладки выработанного пространства, засыпки провалов и рекультивации нарушенных горными работами земель должны отражаться в Форме № 2-ТП (отходы): в столбце 1 «Наличие отходов на начало отчетного периода» и 2.»Образование отходов за отчетной период», а затем – в столбце 15 «Наличие на предприятии на конец отчетного периода».

При этом ввиду отсутствия в Форме № 2-ТП (отходы) столбца «Накапливаемые отходы», а также «Горные породы, накапливаемые в пределах срока до момента их использования для ликвидации горных выработок», необходимо сопровождать представление Форму № 2-ТП (отходы) соответствующей пояснительной запиской.

http://www.ecours.ru/ru/

 

Меню

Яндекс.Метрика