Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донскому
(по вопросу о правомерности позиции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, изложенной в письме от 16 декабря 2016 г. № ОД-06-01-31/25520)
Уважаемый Сергей Ефимович!
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) 16 декабря 2016 г. за № ОД-06-01-31/25520 издано Письмо «О дополнительном коэффициенте 2» (далее – Письмо).
В соответствии с Письмом Росприроднадзор указала, что коэффициент 2 применяется для территорий и объектов, подлежащих особой охране, в том числе в соответствии с законодательством о правах коренных малочисленных народов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации", распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации").
Таким образом, для целей применения коэффициента 2 к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду, с точки зрения Росприроднадзора необходимо использовать:
- постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации».
В связи с указанным, необходимо отметить следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (далее – Земельный кодекс РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
В соответствии с п. 2 указанной статьи Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
При этом правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
На основании п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
При этом земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94 - 100 Земельного кодекса РФ.
Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
При этом к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий;
2) природоохранного назначения;
4) историко-культурного назначения;
На основании п. 3, 4 ст. 94 Земельного кодекса РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
При этом порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании пп. 3, 5 п. 1 ст. 97 Земельного кодекса РФ к землям природоохранного назначения относятся земли:
- занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий);
- иные земли, выполняющие природоохранные функции.
При этом в соответствии с п. 5 указанной статьи Федерального закона в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона с учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения.
На основании изложенного необходимо различать:
- места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей;
- территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов.
При этом особо охраняемыми территориями - землями природоохранного назначения являются территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов.
Одновременно места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей особо охраняемыми территориями не являются.
Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (при отсутствии образованных в данных местах территорий традиционного природопользования) должна уплачиваться без применения коэффициента 2.
В соответствии с п. 2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
На основании изложенного, в целях предупреждения предъявления территориальными органами Росприроднадзора незаконных требований о расчете и уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду с коэффициентом 2 при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (при отсутствии образованных в данных местах территорий традиционного природопользования), прошу дать поручение Федеральной службе по надзору в сфере природопользования об издании письма разъясняющего несоответствие действующему законодательству соответствующих положений Письма от 16 декабря 2016 г. за № ОД-06-01-31/25520.
С уважением,
Генеральный директор, к.ю.н. член Экспертного Совета Комитета
по природным ресурсам, природопользованию и экологии ГД ФС РФ Б.В. Кокотов
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 декабря 2016 года № ОД-06-01-31/25520 «О дополнительном коэффициенте 2»
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу применения дополнительного коэффициента 2 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 913 (далее – Постановление) установлено, что в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.
Так, коэффициент 2 применяется для территорий и объектов, подлежащих особой охране, в том числе в соответствии с:
Для арктической зоны дополнительный коэффициент 2 в настоящее время не предусмотрен.
Конкретизация применения коэффициента 2 будет предусмотрена в Правилах исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
https://www.ecours.ru/ru/