Юридическим департаментом Центра подготовлено Юридическое заключение по вопросу о сроках рассмотрения заявления и материалов (при наличии в составе материалов предложений о включении отходов в ФККО и БДО) территориальными органами Росприроднадзора
Основные выводы заключения:
1.В случае если материалы, подтверждающие отнесение отходов I-IV класса опасности к конкретному классу опасности, были направлены в территориальное управление Росприроднадзора до 10 января 2016 г., представленные документы должны были быть рассмотрены в срок, не превышающий 30 дней со дня их представления;
2.Если заявление и материалы (при наличии в составе материалов предложения о включении данного вида отходов в ФККО и БДО) были направлены в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора после 9 января 2016 г., данный территориальный орган обязан в течение 55 дней с момента приема от хозяйствующих субъектов заявления и материалов проинформировать хозяйствующего субъекта о результатах рассмотрения его материалов.
Таким образом в указанном случае заявление и материалы должны быть рассмотрены в течение 55 дней.
3.В случае нарушения в период с 1 августа 2014 г. по 10 января 2016 г. территориальными органами Росприроднадзора срока рассмотрения направленных в территориальные органы Росприроднадзора материалов отнесения отходов, отсутствующих в ФККО к конкретному классу опасности (один месяц), а также после 10 января 2016 г. – 55 дней, хозяйствующие субъекты вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о признании бездействия соответствующего территориального органа Росприроднадзора незаконным, и возмещении причиненного вреда;
4.В процедуре подтверждения отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности участвуют:
· территориальные органы Росприроднадзора;
· ФБУ «ФЦАО»;
· ФГБУ «УралНИИЭкология»;
5.ФБУ «ФЦАО» при осуществлении процедуры подтверждения отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности выполняет функции по осуществлению проверки предоставленных хозяйствующими субъектами в территориальный орган Росприроднадзора материалов и подготавливает по результатам проверки следующие документы:
заключение:
· о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности или;
· о несоответствии материалов хозяйствующего субъекта Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, которое привело к неправильному определению класса опасности вида отходов, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отходов, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения;
предложение о включении вида отходов в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования;
заключение с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для устранения выявленных нарушений – отсутствия без достаточных оснований одного или нескольких классификационных признаков (происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции) химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма), необходимых для включения данного вида отходов в ФККО и БДО.
При этом заключение направляется в территориальный орган Росприроднадзора в течение 45 дней со дня поступления от территориального органа Росприроднадзора материалов хозяйствующего субъекта; предложение и заключение – в течение 30 дней со дня направления в территориальный орган Росприроднадзора заключения о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности.
6.С учетом комплексного анализа положений Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (утв. Приказом Минприроды России от 5 декабря 2014 года № 541) (далее – Порядок) можно сделать вывод о том, что заключение о несоответствии материалов хозяйствующего субъекта Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, и заключение об отсутствии без достаточных оснований одного или нескольких классификационных признаков, необходимых для включения данного вида отходов в ФККО и БДО, должны быть направлены в территориальный орган Росприроднадзора в виде единого документа – заключения - в течение 45 дней со дня поступления от территориального органа Росприроднадзора материалов хозяйствующего субъекта.
При этом в течение указанного срока – 45 дней должно быть организовано взаимодействие между ФБУ «ФЦАО» и ФГБУ «УралНИИЭкология» по проведению работы по анализу ФГБУ «УралНИИЭкология» полноты представленных в материалах отнесения классификационных признаков, необходимых для включения данного вида отходов в ФККО и БДО;
7.Применение правовой позиции о самостоятельности сроков, установленных для направления заключения о соответствии (несоответствии) материалов хозяйствующего субъекта Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, и заключения об отсутствии без достаточных оснований одного или нескольких классификационных признаков необходимых для включения данного вида отходов в ФККО и БДО (предложения о включении вида отходов в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования) привело бы к невозможности соблюдения территориальным органом Росприроднадзора срока, установленного в пункте 13 Порядка для направления хозяйствующему субъекту информации о результатах рассмотрения его материалов, при наличии в составе материалов предложения о включении данного вида отходов в ФККО и БДО – 55 дней с даты приема материалов хозяйствующего субъекта;
8.ФБУ «ФЦАО» обязано в заключениях отразить информацию обо всех выявленных ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отходов, с указанием всех конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения.
9.Неполное выявление ФБУ «ФЦАО» ошибок, допущенных в установлении класса опасности видов отходов при рассмотрении материалов, представленных хозяйствующими субъектами, а равно последовательное при каждом повторном обращении территориального управления Росприроднадзора выявление ошибок при рассмотрении ранее представлявшихся материалов, не соответствует положениям Порядка.
При этом подобные действия могут свидетельствовать о некомпетентности специалистов ФБУ «ФЦАО» и (или) коррупционной составляющей в их деятельности.
https://www.ecours.ru/ru/