Центр правового обеспечения природопользования
NaturalResourcesUseLawCenterLtd., Moscow
107045, г. Москва, Колокольников пер., д. 9 стр. 2, телефон/факс: 8(495)621-69-29, www.ecolawyer.ru, This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
Предложения НКО «Национальная ассоциация природопользователей» и Центра правового обеспечения природопользования по проекту Федерального закона № 1089379-6
Законодательным Собранием Красноярского края инициировано принятие Федерального закона «О внесении изменений в статьи 8.21, 8.22 и 8.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В соответствии с проектом предлагается, в числе прочего, статью 8.21 КоАП РФ дополнить частью 4 следующего содержания:
«4. Ненадлежащее исполнение обязанности по проведению мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - в размере суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) за указанный период или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.».
В Пояснительной записке к законопроекту указано, что необходимость установления специальной ответственности за нарушение требований к проведению мероприятий по уменьшению выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий обусловлена следующими причинами.
Ежегодно в атмосферный воздух страны, по данным Министерства по природным ресурсам и экологии Российской Федерации, поступает более 30 миллионов тонн вредных (загрязняющих) веществ, которые являются важнейшим фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние здоровья человека, часто являясь причиной ухудшения здоровья, а нередко и причиной повышенной смертности населения. В первую очередь от неблагоприятного состояния окружающей среды страдает население страны, проживающее в основных промышленных центрах и особенно вблизи производственных объектов.
По данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в 51 городе 27 субъектов Российской Федерации уровень загрязнения атмосферного воздуха в 2014 году характеризовался как высокий или очень высокий. В этих городах проживает 19 процентов всего городского населения страны.
Дополнительными факторами, усугубляющими негативные процессы в окружающей среде, являются погодные аномалии, когда метеорологические условия (штиль, инверсионное распределение температуры и другие природные явления) способствуют существенному накоплению вредных веществ в приземном слое воздуха промышленных центров России.
Таким образом, с точки зрения разработчика предлагаемый законопроект направлен на соблюдение интересов государства, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.
Считаем принятие законопроекта в указанной редакции преждевременным и необоснованным по следующим причинам.
В последнее время распространенной стала практика привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ за необеспечение проведения в период наступления неблагоприятных метеорологических условий на мероприятий по снижению выбросов.
При этом причиной не проведения мероприятий в период НМУ во многих случаях является отсутствие у хозяйствующих субъектов информации о наступлении НМУ.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
В соответствии с п. 3 указанной статьи Федерального закона при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
При этом информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 899 утвержден Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее – Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка данный Порядок определяет правила представления информации о метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (неблагоприятные метеорологические условия) (далее – НМУ), требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам.
В соответствии с п. 2 указанного нормативного правового акта данный Порядок предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период НМУ.
При этом с п. 3 Порядка заинтересованными лицами в целях данного Порядка являются:
1) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, организующие в городском или ином поселении работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ;
2) территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности;
3) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с п. 4 Порядка представление информации о НМУ осуществляется территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
При этом информация о НМУ предоставляется заинтересованным лицам в форме прогнозов НМУ на 1 - 3 суток первой, второй или третьей степени опасности.
В соответствии с п. 6 Порядка информация о НМУ, уточнение информации о НМУ представляется в течение одного часа с момента составления прогноза.
Важно отметить, что в соответствии с п. 9 указанного нормативного правового акта информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам.
На основании изложенного, источником информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечне отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, является официальный сайт уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом указанная информация должна быть размещена на сайте уполномоченного органа в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам.
Тем не менее, в соответствии со сложившейся практикой правоприменения территориальные органы Росприроднадзора и Росгидромета считают, что хозяйствующие субъекты обязаны самостоятельно предпринимать действия по получению информации об НМУ – путем заключения договоров с подведомственными Росгидромету учреждениями.
Таким образом, здоровье людей по сути становится заложником совершения (не совершения) хозяйствующими субъектами действий по заключению договоров о предоставлении за плату информации об НМУ.
При этом зачастую информация об НМУ на сайте соответствующего территориального органа вообще не размещается и, как следствие, хозяйствующие субъекты не имеют возможности выполнить требования законодательства в части выполнения мероприятий в периоды НМУ, автоматически становясь таким образом нарушителями законодательства.
Аргумент о невозможности выполнения мероприятий по указанной причине не принимается с доводом о том, что организации сами должны обеспечивать получение необходимой информации.
Кроме того, одним из аргументов Росприроднадзора и Росгидромета является тезис о том, что сведения о неблагоприятных метеорологических условиях, являются специализированной информацией, которая должна доводиться до сведения потребителей, в том числе предприятий, являющихся источниками загрязнения приземного слоя воздуха, за плату.
Обоснование тезиса об отнесении сведений о неблагоприятных метеорологических условиях, к информации общего пользования.
В соответствии с абз. 2 ст. 1 ФЗ «О гидрометеорологической службе» гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинг окружающей среды, ее загрязнения, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях;
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О гидрометеорологической службе» информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О гидрометеорологической службе» в целях данного Федерального закона применяются следующие основные понятия:
- информация общего назначения - полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
- специализированная информация - информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств.
На основании изложенного, к компетенции Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды относится, в т.ч. предоставление информационных услуг в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды.
Следует отметить, что информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция, предоставляемая Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, подразделяется на общую и специализированную.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
В соответствии с п. 3 указанной статьи Федерального закона при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.
Необходимо отметить, что приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 899 утвержден Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее – Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка данный Порядок определяет правила представления информации о метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (неблагоприятные метеорологические условия) (далее – НМУ), требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам.
В соответствии с п. 2 указанного нормативного правового акта данный Порядок предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период НМУ.
При этом заинтересованными лицами в целях данного Порядка являются:
1) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, организующие в городском или ином поселении работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ;
2) территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности;
3) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с п. 4 Порядка представление информации о НМУ осуществляется территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
При этом информация о НМУ предоставляется заинтересованным лицам в форме прогнозов НМУ на 1 - 3 суток первой, второй или третьей степени опасности.
В соответствии с п. 6 Порядка информация о НМУ, уточнение информации о НМУ представляется в течение одного часа с момента составления прогноза.
Важно отметить, что в соответствии с п. 9 указанного нормативного правового акта информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам.
На основании изложенного, источником информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечне отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ является официальный сайт уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
При этом указанная информация должна быть размещена на сайте уполномоченного органа в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 10 Порядка информация о НМУ, указанная в пунктах 5 - 6 данного нормативного правового акта, состав и содержание которой соответствуют пункту 7 Порядка, предоставляется на безвозмездной основе уполномоченными органами в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, по факсу, по электронной почте или с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
При этом информация о НМУ, составляемая по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов (специализированная информация) в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, в том числе для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставляется уполномоченными органами в соответствии с порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (далее – ФЗ «О гидрометеорологической службе») в целях данного Федерального закона применяются следующие основные понятия:
гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинг окружающей среды, ее загрязнения, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях;
информация общего назначения - полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
специализированная информация - информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств.
Согласно п. 1 ст. 17 ФЗ «О гидрометеорологической службе» информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров в соответствии с данным Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.
В соответствии с п. 2 указанной статьи информация общего назначения доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей).
Согласно п. 3 ст. 17 ФЗ «О гидрометеорологической службе» специализированная информация предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров.
В соответствии с п. 3 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1425) (далее – Положение), информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды общего назначения, указанная в Приложении к данному Положению, предоставляется получателям информации бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги.
Необходимо отметить, что в соответствии с Приложением к указанному нормативному правовому акту к информационным услугам общего назначения отнесены, в числе прочего, информация о стихийных гидрометеорологических явлениях и прогнозы на 1-3 суток по районам стихийных бедствий, аварий и катастроф.
В соответствии с п. 4 Положения бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Другим получателям информации информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи.
Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 указанного нормативного правового акта органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Необходимо отметить, что Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1425 было принято до вступления в силу ФЗ «О гидрометеорологической службе» и применяется в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Ссылка на указанный нормативный правовой акт в обоснование позиции о необходимости взимания платы, в т.ч. за предоставление информации общего назначения неправомерна.
Таким образом, сведения о неблагоприятных метеорологических условиях, являются информацией общего пользования, доводятся до потребителей, в том числе предприятий, являющихся источниками загрязнения приземного слоя воздуха, бесплатно в т.ч. в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей).
При этом Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обязана информировать потребителей о составе предоставляемой информации, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обслуживание потребителей.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды не вправе требовать от потребителей заключения договора о предоставлении информации о неблагоприятных метеорологических условиях.
Необходимо отметить, что потребители вправе самостоятельно выбрать удобную форму и способ доведения до них информации о неблагоприятных метеорологических условиях.
В соответствии с п. А.2.2 проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О перечне информации общего назначения» (подготовленного Минприроды России 5 июля 2016 г.) к информации общего назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях относится в т.ч. оценка и прогноз неблагоприятных природных условий для отдельных направлений хозяйственной деятельности.
При этом указанная информация относится к экстренной, прогностической и аналитической информация о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов, выпуск которой осуществляется в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга, функционирование которых обеспечивает Росгидромет.
Необходимо отметить, что действующем законодательстве не содержится определение понятие «неблагоприятные природные условия».
При этом в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
- природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
- компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Одновременно, в соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»:
- неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
Таким образом, понятие «неблагоприятные природные условия» включает в себя не только информацию об условиях способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха, но также и об условиях связанных с негативным воздействием на землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, растительный, животный мир и иные организмы.
На основании изложенного, понятие «неблагоприятные природные условия» по содержанию шире, чем понятие «неблагоприятные метеорологические условия».
Резюме:
Принятие законопроекта при существующей сложившейся практике привлечения хозяйствующих субъектов к ответственности является преждевременным и не может достичь целей, которые определили в пояснительной записке разработчики.
Принятие законопроекта приведет к дополнительной финансовой и негативной имиджевой нагрузке на хозяйствующих субъектов в ситуации неопределенности решения вопроса о лице, ответственным за направление и получение информации об НМУ, а также отнесения информации об НМУ к общей или специализированной.
Считаем, что единственным вариантом принятия законопроекта является одновременное введение административной ответственности за не размещение и (или) непредоставление уполномоченными государственными органами информации об НМУ в общедоступных источниках информации.
В таком случае будет установлена взаимная ответственность участников правоотношений по выполнению мероприятий в период НМУ, что действительно может привести к уменьшению антропогенного воздействия хозяйствующих субъектов в период НМУ и, как следствие – к обеспечению благоприятной среды обитания человека.
https://www.ecours.ru/ru/